Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

День народного единства в России: история праздника.

В декабре 2004 года президент России президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.


Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.
Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.


Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.


В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен многими; возникло движение за освобождение столицы от поляков.


Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.


В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет
такое великое дело».


По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов оказалось недостаточно. Был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.


По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.


Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.


По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник
послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».
Источник: http://www.rian.ru/society/20081104/154357573.html




Варшавский суд разрешил называть Качиньских утками

Суд Варшавы отклонил иск администрации президента Польши Леха Качиньского, постановив, что использование прозвища "утки" в адрес братьев-политиков не порочит их репутацию, передает агентство Associated Press.

Фамилия польского президента и его брата Ярослава, ранее премьер-министра, а ныне лидера оппозиции, произошла от слова "kaczka" (утка). Несмотря на то, что многие журналисты пользуются игрой слов, иск администрации Качиньского был подан против писателя Ержи Пильха (Jerzy Pilch), автора колонки в ежедневной газете Dziennik.

Истцы утверждали, что прозвище "утки" порочит репутацию политиков. Однако судья постановила, что сравнение людей с животными и птицами не всегда является оскорблением.

Ранее Лех и Ярослав Качиньские относились к сравнению с утками с большим остроумием, отмечает агентство. Так, во время предвыборной кампании в 2005 году утка стала одним из символов их партии "Право и справедливость". А Ярослав, лишившийся поста премьер-министра в конце 2007 года, за год до этого позировал с утками в одном из варшавских парков.
Источник: http://lenta.ru/news/2008/11/03/kaczka/



Граф Шереметев: в Москве ещё многое сохранилось

В Москве прошла конференция соотечественников, живущих за рубежом. Представители русских диаспор из 80 стран обсуждали, как сохранить облик национальной культуры, не потерять связь с соотечественниками, разбросанными по всему миру, и как говорить по-русски без акцента. Сохранение национальной культуры немыслимо без бережного отношения к языку, традициям, к истории. После конференции председатель президиума Международного совета соотечественников граф Пётр Шереметев совершил прогулку по Москве.


Павел Мельников


Нечасто граф Шереметев выходит вот так, запросто, с семьёй, погулять по столице. В России Пётр Петрович бывает часто, но в основном по делам. Старинный дворянский род Шереметевых в Москве строил много – и жилые палаты, и дворцы приёмов, и летние театры, и домовые церкви. Даже Романов переулок в далёкие годы носил название Шереметевского. Здесь почти на каждом доме – именные таблички.


"Шереметевы останавливались в этом доме, когда приезжали из Петербурга", - рассказывает Пётр Петрович.


Жена и дочь графа смотрят на родовое имение и не понимают, что это там такое возвышается на заднем плане. Пётр Петрович разводит руками. Действительно, странно: с одной стороны памятник сохранили, не снесли.


"Строить так близко от такого здания современную архитектуру – это не имеет смысла. Я архитектор, я могу судить. Это несправедливо. Город позволяет себе разрушать памятники, когда это ему выгодно", - говорит граф.


Где-то рядом была домовая церковь. Но то, что строили в своё время Шереметевы, современные зодчие запрятали так, что даже граф не сразу нашёл. Вход в церковь – через стройплощадку. По новому русскому обычаю здесь будет деловой центр. Посторонним на объект вход запрещён.


"Я граф Шереметев, потомок владельцев этих помещений, этой церкви на Воздвиженке, дом 8. Как входят в эту церковь?" – спрашивает граф у охранника. Охранник немного опешил, но калитку открыл. Сейчас сама церковь – на реконструкции, и все службы проходят в пристройке по соседству.


Ещё одна знаковая для рода Шереметевых – церковь на Новом Арбате.


"Такого монстра построили рядом и не задели эту церковь – это уже чудо, а ведь могли снести её спокойно", - считает граф.


Здесь венчались дворянин Николай Петрович Шереметев и крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова. На такой неравный брак разрешение давал сам император.


"Церемония была скромнейшая, и выбор церкви показывает всю скромность этого брака, и желание не коробить дворянство", - говорит Пётр Шереметев.


Шереметевский странноприимный дом на Сухаревской – это более трехсот комнат. Здесь принимали нищих и больных. Граф искренне рад, что здание не тронули. Но вековой сад вырубили.


"В Москве громадные изменения. Я бы сказал, что в худшую сторону. Потому что строятся все эти небоскребы. Ясно, что всё это – коммерческое мероприятие. Но это вопреки старым домам, старым кварталам", - подчёркивает Пётр Петрович.


Граф ведёт свою семью по самым дорогим его сердцу местам. Но при взгляде на современные городские интерьеры графское сердце сжимается: столица меняет свой облик в зависимости от сиюминутных интересов. История чаще всего остаётся на мемориальных досках.


Шереметьевская усадьба в Останкине – уникальный памятник деревянного зодчества. Летний театр, построенный специально для Прасковьи Жемчуговой.


"Всё, что вы видите – эти фасады и внутренние залы, они покрыты штукатуркой. И поэтому они страдают. Этот дворец не топится зимой", - говорит граф.


Чтобы сохранить этот памятник, его нужно постоянно реставрировать. А на это нужны деньги. Последний раз их выделил французский банк. После этой прогулки граф решил приезжать в столицу почаще. Чтобы уж если не сохранить уникальные семейные ценности, то хотя бы успеть показать их родственникам.

Источник: http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=41484&cid=



Барышни и мадонны

Масштабной ретроспективой Третьяковская галерея отмечает 250-летие Владимира Боровиковского - некогда модного портретиста, религиозного мистика и скромнейшего человека. На выставке "...Красоту ее Боровиковский спас" удалось собрать вместе две сотни экспонатов из многих музеев.

Чью красоту спас Боровиковский, догадаться нетрудно: портрет Марии Лопухиной уже два столетия считается в России хрестоматийным, нынче его даже на конфетных коробках печатают.

Карьеру Владимира Боровиковского можно счесть удивительным подарком судьбы, почти чудом. До тридцати лет он жил-поживал себе в родном Миргороде, о котором в ту догоголевскую эпоху мало кто слышал. Отслужив в полку, молодой поручик в отставке занялся тем же делом, что и его отец, - писал иконы для местных храмов. Более чем вероятно, что этим ремеслом он бы и кормился в провинции до конца дней, когда бы не визит императрицы Екатерины Алексеевны в недавно покоренную Таврию. Малороссийские чиновники, не желая ударить
в грязь лицом, решили по максимуму украсить временную резиденцию. Лично Василий Капнист, предводитель киевского дворянства, привлек к декорированию интерьеров Боровиковского. Авральный заказ сыграл в судьбе художника невероятную роль: императрице понравились росписи, и она повелела автору отправиться в Петербург.

Он поселился в доме Николая Львова - царедворца, архитектора, поэта, музыканта и держателя дискуссионного клуба. Правда, высокое покровительство сказалось на карьере не сразу. Новым импульсом стала встреча с приглашенным в Петербург венским живописцем Иоганном Лампи. Ассистируя заезжей звезде, иконописец обрел навыки светского портретирования. И оказался до того смышлен и талантлив, что уже через пару лет выдвинулся на первые роли. Уезжая обратно в Вену, Лампи оставил ученику мастерскую на Большой Миллионной
улице - вместе с некоторыми своими холстами, которые через много лет, после смерти Боровиковского, по недоразумению приписали кисти последнего. Разбираются до сих пор. Но вроде бы на нынешней выставке все атрибутировано в лучшем виде.

Как ни удивительно, большой монографической экспозиции этого автора прежде не устраивали ни разу. Да и в этот раз не обошлось без сбоя: вообще-то юбилей художника отмечался в прошлом году, однако к дате с выставкой не успели. Зато в итоге сделали ее монументально, с привлечением ряда отечественных музеев - и даже из коллекции Лувра привезли двойной портрет княжон Куракиных. Вещь не главная, а все-таки приятно, что и за границей нашего художника ценят.

Портретный жанр в этой ретроспекции преобладает. Кроме пресловутой "спасенной" Лопухиной найдутся и другие перлы. Особенно занимательно полотно "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке". Без регалий и царственных облачений, она тут вовсе не "Минерва" и не "Фелиция", а просто пенсионерка с богатым и не всегда позитивным жизненным опытом. Получилось слишком человечно для образа монархини. Может, Екатерина в душе и оценила постановку вопроса, но покупать картину не стала.

При сыне ее Павле Петровиче художник вошел в зенит своей славы, портреты его кисти шли нарасхват. Удачными можно назвать не все из них: законы конвейера брали свое. Но великосветским халтурщиком он конечно же не был. До конца дней оставался человеком скромным, мятущимся и при этом глубоко верующим. Более того, в конце жизни почти забросил портретирование дворянских семейств и, побывав в масонах и духовидческих сектантах, снова отдался традиционным религиозным сюжетам - как в молодости. Эта сторона его творчества
в советское время держалась под семью замками, теперь же частично обнародована. А в начале следующего года Русский музей даже планирует специальную выставку Боровиковского как живописца христианской тематики. Трудно сказать, перешибут ли трактовки Благовещения и Рождества уже привычную для публики славу светского портретиста. Похоже, что нет: слишком экзальтированно подходил он к евангельским сюжетам. Но слова, когда-то выкинутые из песни, теперь снова в нее вставлены. Подпевать не обязательно.
Источник: http://www.izvestia.ru/culture/article3122238/



"Ледяной человек" Отци не является предком никого из современных людей

Расшифровка генетического кода всемирно известного "тирольского ледяного человека", замерзшего несколько тысяч лет назад в альпийских ледниках и найденного в 1991 году, показала, что он не является предком никого из современных людей.

"При помощи анализа митохондриального генома этого человека, мы получили свидетельства значительных генетических различий между современными европейцами и этим представителем доисторических людей, несмотря на то, что "ледяной человек" не так стар – ему всего лишь около пяти тысяч лет", – отмечает один из авторов работы Франко Ролло из итальянского университета Камерино.

Исследователи проанализировали ДНК, содержащуюся в митохондриях – своего рода энергетических станциях клеток. Митохондриальная ДНК передается по материнской линии, ее изучение позволяет с большой точностью проследить происхождение человека.

Тирольский ледяной человек жил в центральной Европе в эпоху, когда неолит сменялся энеолитом, около пяти тысяч лет назад. Его мумифицированное тело было обнаружено в альпийском леднике на границе Италии и Австрии. В 2000 году ученые впервые разморозили тело и взяли образцы ДНК из его кишечника.

Анализ показал, что ледяной человек принадлежал к так называемой субгаплогруппе K1. Около 8% современных европейцев принадлежат к гаплогруппе K, которая делится на субгаплогруппы K1 и K2. K1, в свою очередь, делится на три кластера.

"Мы увидели, что геном ледяного человека не подходил ни к одному из трех известных кластеров K1. Это не означает, что Отци имел какую-то "личную" мутацию, которая сделала его отличным от всех других людей. Это свидетельствует о том, что в прошлом существовала генетическая группа, к которой он принадлежал – ветвь на родословном древе человечества. По видимому, эта генетическая группа больше не существует. Мы не знаем, исчезла ли он, или стала предельно редкой", – высказался Ролло.

Однако, по его словам, это не означает, что никто не может объявить себя потомком Отци, сообщает РИА "Новости".
Источник: http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/11/01/srochno/379092/



В Ленобласти появится музей, посвященный самому малочисленному народу России

Правительство Ленинградской области приступило к разработке ведомственной целевой программы поддержки малочисленных народов, проживающих на территории региона, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе областного правительства.

Среди мер, включенных в программу . создание этнографического музея, посвященному народу "водь", а также проведение в регионе Фестиваля культуры всех народов Ленинградской области.

Как отметили в пресс-службе, правительство области постоянно контролирует ситуацию, сложившуюся из-за компактного проживания води в непосредственной близости от зоны развития Морского торгового порта "Усть-Луга".

"У нас есть тесный контакт с этой управляющей компанией. Она поддерживает, в том числе и финансами, создание этнографического музея в местах проживания води, где будут собраны многочисленные экспонаты, рассказывающие об его истории, быте и традициях", . цитирует пресс-служба вице-губернатора Александра Кузнецова.

Он отметил, что народ водь . самый маленький сегодня народ на территории России, но это не означает, что его проблемам нужно уделять меньше внимания. "Прежде всего, это связано с созданием учебников, преподаванием на родном языке и подготовкой национальных кадров. Наша задача в том, чтобы культура этого народа не пропала бесследно", . подчеркнул вице-губернатор.

В пресс-службе также отметили, что поддержанная правительством России инициатива губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова о признании води на общероссийском уровне . только первый шаг к истинному возрождению этого народа.

Народ водь, проживающий в Кингисеппском районе Ленобласти, 23 октября решением правительства России был включен в Единый перечень коренных малочисленных народов Севера России. Согласно данным переписи населения 2002 года, численность води - прибалтийско-финского народа - составляла 73 человека.

Водь - древнее коренное население северо-запада России. Оно известно по русским летописям с 1069 года. В европейских зарубежных источниках водь и водьская земля под названием Ватланд (Ватландия) упоминаются с XII века.
Источник: http://www.interfax-russia.ru/r/B/szObw/447.html?menu=3&id_issue=12174548



Документы секретного архива Ватикана о понтификате Пия XII будут открыты не ранее, чем через 6-7 лет

ВАТИКАН. Секретные архивы Ватикана, связанные с периодом понтификата Папы Римского Пия XII (1939-1958 гг.), будут открыты не ранее, чем через шесть-семь лет, заявил 30 октября глава Службы печати Святого престола Федерико Ломбарди (Federico Lombardi).


Официальный представитель Ватикана объяснил это необходимостью завершения работ по каталогизации многочисленных документов. "Было бы нереалистично думать, что эти документы будут открыты для исследователей раньше", - сказал Ломбарди.


О необходимости открытия всех документов, связанных с деятельностью Пия XII, процесс беатификации (причисление к лику блаженных в Католической Церкви) которого практически завершен, в последнее время активно заговорили в Израиле. Дело в том, что полемика вокруг личности понтифика в связи с его отношениям к преступлениям нацизма, прежде всего, против евреев, не первый год ведется в международных исторических кругах.


Новый импульс этим дискуссиям придали недавние заявления постулатора по делу о беатификации Пия XII, занимающегося сбором и обработкой всей информации о его деяниях, священника Петера Гумпеля (Peter Gumpel). Он заявил 18 октября, что Папа Римский Бенедикт ХVI "хотел бы как можно скорее посетить Израиль", но не может это сделать из-за отношения евреев к личности Пия XII. По словам Гумпеля, папский визит в Израиль невозможен "до тех пор, пока в музее Яд Вашем не будет убрана подпись под фотографией Пия XII, являющаяся
очевидной исторической фальсификацией".


Фотография Пия XII находится в экспозиции музея Холокоста в мемориальном комплексе Яд Вашем в Иерусалиме. Подпись под ней гласит: "Папа, избранный в 1939 году, отложил в сторону послание против антисемитизма и расизма, подготовленное его предшественником. Даже когда доклады об уничтожении евреев дошли до Ватикана, он не протестовал против этого письменно или устно. В 1942 году он не присоединился к осуждению союзников в связи с убийством евреев. Пий XII не вмешался, когда евреи были депортированы из Рима в
Освенцим".
Источник: http://sedmitza.ru/news/516121.html



Возле луга Травников

Александра Суперанская, профессор

Е.В. Душенкина (г. Чусовой, Пермский край): Хотела бы вас расспросить о своей фамилии Душенкина и о своей девичьей фамилии Травникова.

Суперанская: Основа фамилии созвучна со словом душа, но отношения к нему не имеет. Не следует забывать, что в разговорной речи существует множество сокращенных и ласкательных форм русских имен. Таковы, в частности, Душа, Душаня, Душенька, Душеня, Душечка. Все они соответствуют православным именам: мужским - Евтихий, старая форма Евтух, через Евдух, Евдуша, Душа; Евдоким; Евдокий; женским - Евдокия (через Евдуша), Голиндуха. До конца XVIII века мягкий знак в именах не писался, отсюда имя Душенка и фамилия Душенкина.

Фамилия Травников образована от прозвища Травник, происходящего от многозначного слова "травник". Это может быть луг с хорошей травой. Тогда Травник - человек, живущий возле такого луга и, возможно, готовивший сено. В старину в некоторых местах травником назывался набор трав и кореньев для лечебных целей и водочных настроек. Травником называли и такую настойку. Прозвище Травник могло перейти на человека, занимавшегося всем этим. Наконец, травником называли болотного красноклювого куличка. Мы знаем, что прозвища
и фамилии часто образовывались от названий птиц (Воробьев, Скворцов, Галкин). Все перечисленные значения слова "травник" при разных обстоятельствах могли стать основой для прозвища Травник и фамилии Травников.

В.П. Пржевальский (г. Зеленокумск, Ставропольский край): Растолкуйте, пожалуйста, значение фамилии Пржевальский.

Суперанская: Фамилия польская. Казимеж Рымут связывает ее с глаголом пржевалить - "перевернуть(ся), перекатить(ся), валом валить". Но фамилия оканчивается на -ский, а это значит, что она, скорее всего, образована от названия места. Фамилия имеет орфографический вариант Прживальский, от названия места, где жили люди: "при вале" - крепостные валы были во многих средневековых городах, откуда Привальные и Подвальные улицы.

Польские предлоги прже- и пржи- аналогичны русским пре- и при-, а произносятся они пше- и пши-. В фамилиях, давно заимствованных в русский язык, сохраняется орфографическое -рж-. Наши школьники часто путают приставки пре- и при-. Возможно, этим грешили и писари в прошлом, следствием чего являются варианты Пржевальский и Прживальский, тем более что к XVIII-XIX вв. городские укрепления утратили свою актуальность, а вместе с этим забылось, что когда-то люди жили при вале, т.е. около вала.

А.А. Терещенко (с. Соленое, Калмыкия): У нас в школе проходит конкурс "Моя родословная". Я решила написать о семье своей бабушки, ее фамилия Мозговенко, так и не смогла найти значение этой фамилии.

Суперанская: Фамилия украинская. Основа фамилии образована от слова мозг, которое употребляется не только в физическом смысле как вещество, заполняющее череп, но и как обозначение ума, разума, сравните глагол обмозговать - "обдумать", мозгун - "кто хорошо всё обдумывает", мозгастый - "умный", мозгач - "умный человек".

Есть украинская фамилия Мозговой, связанная с указанными значениями приведенных выше слов. Исторически Мозговенко - сын человека по прозвищу Мозговой. Со временем и Мозговой, и Мозговенко стали самостоятельными фамилиями.
Источник: http://www.rg.ru/2008/10/30/superanskaya.html



СМИ породнили Обаму с Джорджем Бушем и Елизаветой Второй

В жилах Барака Обамы, одержавшего победу на выборах президента США, течет "бельгийская" кровь, утверждает газета "Суар".

"Барак Обама по отцу на 50% кениец, а по матери на 36% англичанин, на 5% немец, на 2% процента ирокез, на 1% француз - с предками, жившими в Альзасе и Шампани, а также в Бельгии", - пишет издание.

По его информации, в 14-м поколении предков Обамы по материнской линии был некий Николя Марсьо, родившийся в Бельгии, возможно, в городе Уавр примерно в 1592 году. В молодом возрасте Марсьо отправился в Новый Свет, где он осел в городе Йорктаун в Вирджинии, женился на молодой вдове, которая родила ему троих дочерей.

Одна из них, Элизабет, родившаяся в 1625 или 1626 году, вышла замуж за некого М.Рида, от которого произвела на свет дочь, названную Милред, которую взял в жены Августин Уорнер.

"Именно Августин Уорнер и Милред Рид по одной из своих дочерей фигурируют в генеалогическом древе нового хозяина Белого дома, а по другой - у них среди своих потомков Элизабет Анджелу Боуз-Лайон, родившуюся в 1900 году в Лондоне, и которая является ни кем иной, как почившей Королевой-матерью", - пишет газета.

"От этого бельгийского предка Барак Обама, таким образом, оказывается отдаленным кузеном - в 25-й степени - ее величества Елизаветы Второй", - отмечает Суар.

Она также ссылается на американских специалистов по генералогии, которые называют Обаму кузеном - в 22-й степени - действующего президента США Джорджа Буша, а также других бывших американских президентов - Картера, Форда, Джонсона и Трумэна - и даже актера Брэда Пита.
Источник: http://www.rian.ru/elections_usa/20081107/154602006.html



Найден ген транссексуальности

Теория о наследственных причинах нетрадиционного сексуального поведения получила ещё одно подтверждение. Молекулярные биологи из Австралии и США под руководством Винсента Харли из Института Принца Генри собрали образцы ДНК 112 транссексуалов класса M2F (мужчины, ощущающие себя женщинами) и сравнили их с наследственными комбинациями 258 "стандартных" людей. Оказалось, что у M2F в среднем была более длинная версия гена, ответственного за активизацию секреции мужского гормона. Речь идёт о "производителе" тестостерона,
который участвует в развитии половых органов у особей сильного пола, а также регулирует их половое поведение. "Эта генетически обусловленная разница каким-то образом влияет на формирование головного мозга ещё на стадии эмбрионального развития", - полагает участвовавшая в исследовании Лорен Хейр.

Чувство гендерной принадлежности развивается в раннем детстве - уже тогда мужчины и женщины начинают ощущать себя в качестве таковых, пусть и неосознанно. Обычно биологический пол совпадает с мироощущением, но бывают и девиации. Споры о причинах гендерных отклонений ведутся уже очень давно - в том числе и о транссексуализме. Ранние теории настаивали на психологически-физиологических предпосылках такого феномена - детских травмах или неудачных переодеваниях, к примеру. Однако в последнее время всё большее число
учёных склоняется к наследственной версии, замечает журнал "Мембрана".

Источник: http://www.izvestia.ru/news/news191768



Ватоля - неумелая пряха

Александра Суперанская, профессор
Л.П. Горожанкина (Москва): Интересуюсь фамилией Ватолин.

Суперанская: Фамилия Ватолин русская. Она происходит от древнерусского имени Ватола, а то - от слова ватола. Ватолой в старину называли самую толстую и грубую ткань, которую крестьяне использовали на покрышку возов, на подстилку и одеяла. Фамилия Ватолин могла образоваться и от прозвища Ватоля - неумелая пряха, у которой получается грубая пряжа. Это прозвище употреблялось и по отношению к мужчинам в значении "плохой мастер, неумеха".

Фамилия Ватолин редкая, поскольку слова ватола и ватоля были регио нально ограниченными и рано ушли из активного употребления. Некоторые записи о людях с именем Ватола можно обнаружить в исторических документах: Филька Ватола Смешков, крестьянин, Новгород, 1498 г. В XVI веке люди по фамилии Ватолины упоминаются в Кашине и Торжке, в XVII веке - в Вологде.

М.И. Ермакова (Таруса, Калужская область): Интересно было бы узнать о происхождении фамилии Остроконский. Сочетание странное, как конь может быть острым? Также прошу рассказать о моей фамилии Ермакова.

Суперанская: Если исходить из современного словообразования, то можно решить, что в основе фамилии Остроконский лежит обозначение какого-то странного существа. Но природа острых коней не знает, и в словарях такое слово не значится. Очевидно, в какие-то прежние документы прокралась описка или в них отразилось стремление пишущего осмыслить фамилию, которую ему называли. Подумаем, что могло предшествовать современному написанию этой фамилии.

В смоленских говорах есть слово вострогон / острогон, что значит "смельчак; отчаянный человек; подвижный ребенок". От этого слова могла произойти данная фамилия. При невнятном произношении говорящего и непонимании основы фамилии пишущим в документе могла появиться запись Остроконский. Острогоном также называют целебную траву.

Вторая возможность появления этой фамилии - слово острокол, которым в некоторых местах обозначают изгородь из кольев с заостренными концами, то же, что частокол. Человек, огородивший свои владения таким забором, мог получить прозвание Острокольский. Мягкий знак в таких словах долгое время не писался. Запись Остроколский следующий писарь мог прочесть как Остроконский.

Фамилия Ермаков образована от имени Ермак, происхождение которого не вполне ясно. Большинство исследователей склоняются к тому, что это разговорная форма таких православных имен, как Ерм, Ермил, Ермолай, Ермий, Ермоген. Это представляется вполне возможным на фоне производных от других имен, сравните Ивак, Сергак, Степак, Кузмак.

И.И. Дердиященко (г. Гуково, Ростовская область): Мои внуки и племянники часто спрашивают меня о происхождении нашей странной, нигде не встречающейся фамилии.

Суперанская: Фамилия венгерско-украинская. В основе ее лежит венгерское имя Дёрдь, превратившееся в украинском языке в Дердь и Дердий. Имя соответствует церковному православному Георгий. С украинским суффиксом -щенко получилось Дердиященко.
Источник: http://www.rg.ru/2008/11/06/familiya.html



Брянские поисковики разыскивают родственников Василия Землянского, погибшего во время Великой Отечественной войны

Брянские поисковики разыскивают родственников пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны солдата Василия Землянского, сообщили в четверг "Интерфаксу" в Брянском региональном отделении партии "Единая Россия".

Собеседник агентства уточнил, что останки солдата были найдены четыре года назад у урочища Белогурово Зубцовского района Тверской области.

"У солдата была обнаружена стеклянная капсула с запиской, однако бумага оказалась сильно поврежденной. Все это время шла работа по восстановлению текста. Документы Центрального Архива Минобороны позволили дополнить недостающие строки. Согласно им, Землянский Василий Семенович, 1920 года рождения, проживал в деревне Туросна Клинцовского района (Брянская область), пропал без вести в сентябре 1941 года. В графе родственники значится его мать - Землянская Елизавета Максимовна. 23 августа 2004 года останки солдата
были захоронены в братскую могилу в деревне Веригино Зубцовского района Тверской области", - рассказали в отделении партии "Единая Россия".
Источник: http://www.interfax-russia.ru/r/B/centerObw/493.html?menu=A&id_issue=12175812




Дядя Обамы живет в бедуинской деревне в Израиле

ИА NRG откопала интересный факт, связанный с избранным в США президентом Бараком Обамой. Оказывается, его дядя-бедуин живет в Израиле. Это шейх Абед Аль-Рахман Абдалла, он из деревни Бир Аль-Махсур. Авад внимательно следил за всеми перипетиями предвыборной гонки в США и очень обрадовался, когда стало известно о победе Обамы. В деревне был устроен грандиозный праздник, Авад раздавал детям сладости, а вся семья устроила торжественную трапезу. Источник: http://izrus.co.il/obshie_novosti/news/2008-11-06/6685.html

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное