Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

Докшин


Докшин – русская фамилия, произошедшая от имени предка


Фамилия Докшин произошла от имени предка-основателя родовой фамилии – Докша.

Имя Докша может быть уменьшительным производным от крестильного канонического мужского имени Евдоким. Имя Евдоким пришло в русский язык из греческого и в переводе с древнегреческого языка означает «хорошо прославленный», «доброславный». Покровителем имени считается святой праведник Евдоким, родом из Каппадокии, области Малой Азии, служил в войске византийского императора Феофила, царствовавшего с 829 по 842 год и был поставлен начальником Каппадокийского полка и послал в страну Харсианскую для управления народом.
В течение своей недолгой, всего 33 года, жизни был благочестив и предан Богу во всем. После кончины святого, его мощи начали мироточить и исцелили множество больных. Память святого праведника Евдокима отмечается церковью 31 июля.

Однако фамилия может происходить и от некрестильного, мирского имени – Докша. В давние времена, имя, даваемое человеку при крещении, не афишировалось и сохранялось в тайне от посторонних людей по причине бытовавших в народе суеверий: якобы колдун, ведьмак, либо кто-либо еще, имеющий способность нанести человеку вред, посредством колдовства, сотрудничества с темными силами, обязательно должен произнести при заклятии его имя. Поэтому наряду с именем крестильным, чаще всего давалось и второе – мирское, некрестильное
имя, прозвище. По народным верованиям, оно не было связано с духовным миром человека и его использование не сможет каким-либо образом навредить его носителю. Мирское имя носило характер прозвища и его происхождение связывалось с теми или иными качествами человека, как физическими, так и духовными, полученными при рождении, либо заработанными в процессе жизни.

В некоторых областях России, например в Калужской губернии, было слово «докстить», то есть «докрестить», от которых пошли слова «докша» и «недокша». Таким образом, имя Докша означает крещенного человека. Назвать его могли так в честь празднования его собственных крестин, а возможно, что его история крещения каким-то особым образом выделялась среди его односельчан, скажем, перемена веры в христианство, либо переход в новое христианство, реформированное патриархом Никоном. В отличие от староверов, процесс крещения
их противников мог отличаться выполнением каких-то дополнительных действий, либо наоборот, отчего и пошли понятия «докрещенный» и «недокрещенный».

Патронимический суффикс «-ин», находящийся в составе фамилии, является великорусской фамилиеобразующей частицей и указывает нам на окончательное образование фамилии на территории России не ранее XVI века.

Таким образом, все фамилии, имеющие в своем составе корень «докш-», а также произошедшие, как вариант, от похожих производных имени Евдоким, такие как Докшов, Докшич, Докшаев, Докшичев, Докшевич, Докшенко и другие, подобные им, будут являться родственными по происхождению фамилии Докшин.

Фамилия Докшин и родственные ей в истории упомянуты в памятных книгах Воронежской, Калужской, Орловской, Московской, Гродненской, Нижегородской, Иркутской, Минской, Санкт-Петербургской, а также других губерниях Российской империи.

Источники: Словарь русских личных имён, Суперанская; Толковый словарь живого великорусского языка, Даль; Словарь современных русских фамилий, Ганжина; Большой энциклопедический словарь; Жития святых. МИГИ Программа "Российские Династии" WWW. GENO.RU. Бурцев О. Г.





В Москве пройдет всемирный съезд потомков Пушкина


Потомки великого русского писателя Александра Пушкина приедут в Москву на первый всемирный съезд потомков поэта и прозаика с 3 по 7 июня 2009 года, сообщили РИА "Новости" в городской администрации.

Всемирный съезд пройдет в год 210-летия со дня рождения Пушкина. Цель его проведения - "популяризации культуры пушкинского времени, патриотического воспитания молодежи, сохранения исторической памяти и связей между поколениями".

На сегодняшний день в мире проживают более 250 потомков поэта. Большая ветвь родственников Пушкина живет в Великобритании, причем часть из них породнилась с королевской династией. Ближайший прямой потомок поэта, его праправнук Александр Александрович Пушкин, живет в Брюсселе.

Источник: http://moscow.newsru.com/article/10may2008/pushkin


Британцы боялись остаться на войне без чая


Британцы больше всего боялись дефицита чая в случае ядерной войны – такие секретные документы середины прошлого века опубликовал Британский национальный архив.


В середине 50-х годов военные подсчитывали, сколько еды нужно спрятать в бомбоубежище на тот случай, если Советский Союз сбросит на Британские острова ядерную бомбу. Планировалось создать резервные запасы хлеба, молока, мяса, масла и сахара.


Но, конечно, действительно, самое интересное – это сколько в записках уделяется внимания проблеме нехватки чая, которая может возникнуть в случае ядерной войны.


Как писали английские военные аналитики, ситуация с чаем может сложиться чрезвычайно серьезная. По их подсчетам, 75 % запасов чая могло быть уничтожено в случае ядерной войны и, конечно, могли возникнуть проблемы с его поставками.


Система распределения чая по карточкам, которая существовала в Британии после Второй мировой войны (кстати, ее отменили только в 1952 году), на случай ядерной войны не предполагалась. Так что, как говорили военные, они вряд ли смогут обеспечить хотя бы норму в одну унцию, это 28 граммов на человека в неделю.


Кстати, в документах сообщается, что удовлетворительного решения проблемы пока не найдено. Ну, а теперь на все эти рассекреченные документы можно полюбоваться в Национальном архиве, который располагается в Лондоне.


Источник: http://www.tea.ru/247-2838.html



Усач, Головач, Носач

Александра Суперанская

Л.В. Ногачёва (Москва): Поясните, пожалуйста, происхождение моей фамилии.
Суперанская: Как известно, многие фамилии хранят слова, вышедшие из активного употребления и не включённые в словари. К таким словам принадлежит слово "ногач", лежащее в основе этой фамилии. Если поставить его в словообразовательный ряд, можно реконструировать его значение. Сравните "усач" (с большими усами), "головач" (с большой головой или хорошо соображающий), "носач" (с большим носом), откуда известные фамилии Усачёв, Головачёв, Носачёв. Следовательно, прозвище Ногач было дано человеку с большими ногами,
сравнительно прилагательное - ногастый. В Москве в конце ХХ века жила одна семья с фамилией Ногач. При оформлении регулярным суффиксом -ов / -ёв / -ев получается Ногачёв.

М.М. Зыбцева (Воронеж): Какому народу и языку принадлежит моя фамилия?

Суперанская: Фамилия Зыбцевы исключительно русская. Было древнерусское дохристианское имя Зыба. В 1539 г. в северо-восточной части Руси жил крестьянин по имени Зыба. Никаких других сведений о нем или о его церковном имени исторические документы не сохранили. В Липецкой и Белгородской областях есть поселения Зыбино и Зыбинка, образованные от этого имени.

В основе фамилии Зыбцев лежит имя Зыбец, производное от Зыба. Уменьшительный суффикс -ец свидетельствует о том, что Зыбец - сын или наследник Зыбы.

Слово "зыба" можно сопоставить с почти забытым теперь глаголом зыбать/выбить "качать, колебать, колыхать". Словом "зыба", а также "зыбка", "зыбалка", "зыбушка" - наши далекие предки называли колыбель, в которой качали ребенка.

Зыбками называли качели на веревках; качели в виде доски, перекинутой через бревно, назывались зыбок. Лежащего в колыбели ребенка называли в нижегородских говорах зыбочник, а женщину, работающую в поле вместе с таким ребенком - зыбочница (тверские говоры).

Наши предки были суеверны, боялись сглаза и, даже если ребенок был крещен, избегали называть при посторонних его подлинное имя.

Имя Зыба было вполне удовлетворительным домашним именем, которое могло сохраниться и тогда, когда ребенок перестал лежать в колыбели и стал двигаться самостоятельно. Говорили: "Вот пришел Зыба". За некоторыми такое имя могло сохраниться на всю жизнь.

В Москве в конце XIX века было 46 семей с фамилией Зыбины (от Зыба), 2 семьи с фамилией Зыбкины (от Зыбка), одна семья с фамилией Зыбёнок (т. е. внук Зыбы) и три семьи с фамилией Зыбцевы.

Источник: http://www.rg.ru/2008/05/08/superanskaya.html




Москва и москвичи. Житель российской столицы – это субэтнос


Житель столицы России – это национальность. Великий этнолог Лев Гумилев выделял москвичей в особый "субэтнос". Проще говоря - маленькую "национальность", наряду с донскими казаками, сибиряками, астраханскими поморами или российским дворянством. Это значит, что на протяжении столетий формировалось то самое "нечто", благодаря чему москвичей безошибочно узнают в Пензе и Пскове, Иркутске и Краснодаре.

Московская стать

Среднестатистический москвич всегда выделялся крупными габаритами. Об этом можно судить по обуви из коллекции Московского археологического музея, которую носили с XII по XIX столетие. Присмотришься к размерам – и ахаешь. Вопреки расхожему мнению, наши предки были не карликами! Судя по длине подошв мужских башмаков, средний рост москвича в XVI веке составлял 178 сантиметров, что совсем не мало даже сегодня (рост среднего россиянина - 172 см).

Почему так получилось? Очевидно, на царскую службу принимали в основном высокорослых, статных провинциалов, потомками которых и являются нынешние москвичи.

В Таганке – Азия, Европа – на Тверской

Если бы сегодняшние москвичи перенеслись на машине времени лет на пятьсот назад, то попали бы в восточный город. Историк Казимир Валишевский описал наряд среднего москвича XVI века как типично татарский: башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак, клобук… Но уже сто лет спустя, еще в допетровскую эпоху, москвич проявил страсть к западной одежде. В моду вошли приталенные польские кафтаны, а после Петра – щеголеватая французская мода. И когда первый славянофил Аксаков в 1830-е годы переодевался из «цивильного»
платья в «исконно русский» наряд, москвичи пугались, принимая его за персиянина. Если, по замечанию Пушкина, «в Таганке» еще была Азия, то на Тверской уже Европа – «лондонские» денди, барышни под зонтиками.

Не был среднестатистический горожанин и «лапотником» - при археологических раскопках культурного слоя XVI века лапти составили лишь незначительную часть находок. Чаще попадались башмаки, полусапоги, сапоги. Причем – не только обычные, но и… ортопедические.

Женская обувь допетровской Руси по фасону почти не отличалась от мужской, но ее каблуки были очень высокими – до 10 сантиметров! Заметим, что тяга к высоким шпилькам преследует жительниц столицы и в наши дни.

По Сеньке и шапка

В XVII веке путешественник Герберштейн описал "большой кафтан" бояр - роскошная соболья шуба до пят, высокая бобровая шапка. А под этим – еще несколько одежд, что должно было свидетельствовать о благосостоянии хозяев. Наряды были длинны и тяжелы, но их надевали независимо от времени года как на улице, так и в помещении. В торжественных случаях, например, на приеме во дворце, на присутствующих могло быть надето по шесть одежд кряду даже в тридцатиградусную жару!

Парадный наряд имелся у каждого уважающего себя государственного мужа, и если "кафтан" хранился в другом месте – тот заставлял визитеров ждать, пока не подвезут.

Простым москвичам вплоть до конца XX века дорогой «импорт» был недоступен. Четыреста лет назад они надевали летом рубаху до колен с разрезом у ворота (косоворотку) и порты. Зимой «щеголяли» в зипунах и тулупах, поверх которых полагался еще и кафтан. Шапки же представляли собой колпаки из чернобурки.

По эстетическим представлениям Древней Руси москвичка допетровских времен была стройна станом, отбеливала лицо и румянила щеки слоем, не уступающим штукатурке. Эта всегда удивлявшая иностранцев тяга к косметике никуда не делась и в XXI веке.

Вес одежды на боярыне иногда достигал двадцати килограммов! Такая одежда делала фигуру богатой москвички малоподвижной, а походку – плавной, плывущей.

Простые москвички до XVII века носили воспетый Есениным шушун – длинный и узкий, почти до полу доходивший сарафан. А потом его сменил сарафан «прямой», широкий, сшитый из нескольких кусков ткани. Поверх него зимой надевалась душегрея или шуба, что делало женщину со спины почти неотличимой от мужчины.

В Москве толсто звонят, да жидко едят

Провинциалы всегда завидовали доходам москвичей, забывая про их расходы. А ведь Москва всегда была городом дорогим. Сто лет назад 5% ее населения составляли дворяне, 4% - бизнесмены (купцы), 15% - различные чиновники. У этой публики всегда водились деньги, определявшие в 2-3 раза более высокие, чем в среднем по стране, цены на продукты.

Зато не один уважающий себя москвич не ходил пешком, даже к соседу в гости через улицу. В средневековье, когда Москва едва вмещалась в пределы Садового кольца, если боярин куда-то собирался в гости - он отдавал распоряжение впрягать в возок лучших лошадей, посылал за "большим кафтаном" и со всей сопровождающей челядью отправлялся в путь длиной пятьдесят аршин. Челядь отгоняла плетками дворовых мальчишек, норовящих в качестве развлечения прокатиться на запятках - не лезь не в свои сани! Собственно, нынешняя действительность
мало чем отличается от тогдашней. Отсюда и вечные пробки - как же, истиный москвич пойдет по улице пешком, или не дай бог - в метро?

Мужики с косичками

Если вы думаете, что московские ребята стали заплетать косички в последние 10 лет – глубоко заблуждаетесь. Их носили и 400-500 лет назад, но… на бороде, укращая ленточками и привесками.

Борода в старой Москве носила знаковую функцию - у добра-молодца она кучерява, у купца – окладиста, у дурачка клинышком, у дьяка козлиная у бандита до бровей. Но Петр I и тут внес свою революцию, заставив либо сбрить все бороды, либо платить за их ношение.

Тут не "гэкают"

Москвича всегда определяли и по выговору. Даже если он и не гАвАрил, что он мАсквич. Просто акая, как южанин он тянул звуки, как северянин. Москвича можно было вычислить и по другим разговорным мелочам. Так, «е» часто заменялось на долгое «и»: «нису», «биру». Москвичи на свой лад переиначивали и грамматику. И сейчас в магазинах иногда можно услышать: «Какая красивая тюль» или «Дайте мне ту большую лосось». Потому и тут и там его дразнили: «Мы с Ма-асквы, с па-асаду, с ка-алашного ряду.» А москвичи в ответ «умилялись»
провинциальным говорам.

Мягкое "г" провинциалов из южных областей России и гастарбайтеров - излюбленная тема московских анекдотов. На слух, по "гэканью", как и по кавказскому акценту, приезжих вмиг вычисляет милиция.

Но если буква "г" звучит в Москве отчетливо, то вот буква "о" уже не очень. Мы же ведь не произносим слово "костромской", трубя все три гласные! Чем отличаемся уже от жителей северных областей страны.

Есть языковые особенности, отличающие москвича и от жителя второй столицы - Петербурга. Если ваш собеседник называет батон - булкой, палатку - ларьком, поручень - балюстрадой, а подъезд - парадным, то будьте уверены - он родом из «второй» столицы.

Однако стараниями приезжих и молодежи с ее сленгом московский говор стал размываться. Речь нынешнего юного жителя столицы звучит быстро, но в то же время… вяло. С одной стороны, "каша во рту", с другой - проглатывание гласных. Она засоряется англицизмами – всякими там «мега-сторами», «супермаркетами», «брокерами» и «брейкерами», «слаксами», «баксами» и «телефаксами».

Источник: http://www.yoki.ru/social/society/60411-2/

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное