Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

БИБЛИОТЕКА ГЕНЕАЛОГА-ЛЮБИТЕЛЯ
Если Ваши предки были крестьянами...

Начало публикаций о крестьянских обычаях наших предков в нашей рассылке от 14.10.06, 5.11.06, 23.12.06, 06.01.2007, 04.03.2007, 10.03.07, 25.5.07, 11.06.2007, 17.06.2007, 06.07.07, 15.07.07, 22.07, 05.08.2007 можно найти по адресу:http://subscribe.ru/catalog/archive.fhpevfyjd,
Хороший подарок к свадьбе - диплом фамилии http://geno.ru/family , а к юбилею свадьбы – родословное древо http://geno.ru/price

СВАДЬБА
часть 1

Выбор будущей жены (или мужа) от самого парня (а тем более девушки) зависел мало. «Раньше ведь сами не знакомились. Кого родители сосватают, с тем и будешь жить. После свадьбы редко ведь дочери к родителям-то вырваться удавалось в гости».
А от того, в какую семью войдет молодая жена, зависела жизнь, поэтому о будущем муже девушки думали с трепетом и надеждой, поэтому повсеместны были девичьи гадания на будущего мужа. Вспоминает П. В. Злобина (1909 г.р.): «Раньше гадали, смотрели в зеркало, свечку на божницу поставят, закроются скатеркой, замечают — сколь семья ве¬лика будет, столь свечек загорит. У меня тетка была, захотелось поворожить. Свечку засветила, считали, считали – много нагорело. И вышла замуж в большую семью. Приехал жених. У них
в семье 24 человека. Приехал сватом. Он поехала за 15 км. А там народу насобиралось — вся деревня невесту смотреть. Тетка не знала, что семья большая. На другой день опять много народу. Тетка говорит: «Почему так много — ведь вчера смотрели?» А дядя сказал: «Это все наши!»
Раньше гадали в Рождество, на Крещенье. Ночью тетушка нас девок повела в развертку. Сели на корточки и говорим: «Полю-полю снежок, где мой женишок?» Тетушка чего-то говорила, мы не знаем, она и чертей отговаривала. Сидели мы недолго. Я слышала колокольцы. К свадьбе! Анютка - что доски строгают. Муж умер. Симка — что петух запел. Так в ту деревню и вышла тем годом. В приметы верили» (А. И. Колупаева, 1910 г.р.).
К замужеству девочек готовили чуть ли не с рож¬дения.
Надо, чтоб была хорошей работницей, умелой мастери¬цей, имела приданое (в первую очередь — одежда). Когда девка на выданье была, женихи смотрели, сколько придано¬го у нее, богата ли. Хорош ли дом, много ли скотины. Сколь¬ко сарафанов, есть ли польта, да в каких полушалках. И ко¬гда сватались, спрашивали — что за ней будет».
Сегодня многие старые женщины критически относятся к экономической подоплеке брака тех давних лет. «В деревне нужна была работница-рабыня. Женится парень — осенью играли свадьбу. Девку брали — даровую работницу. Через год родит она ребенка. Муж посмотрит: если девчонка — рожу скривит, мальчик — на руки возьмет. На девок надела не давали, вот девкам и не радовались».
Процедура заключения брака, предбрачных торжеств бы¬ла детально регламентирована. Все в тонкостях знали, что за чем следует и малейшие отступления от традиции вызывали неодобрение.
Невеста могла знать жениха до свадьбы, могла и не знать; могла влиять на выбор родителей, могла и не влиять.
Что помнят об этом невесты 20-х годов: «Стала взрослой, 17 лет стукнуло — вышла замуж. С женихом жили недале¬ко, с километр, не больше. Немножко знали друг друга — раньше ведь не больно бегали, мама не отпускала. Подру¬жили немного, по вечеркам бегать некогда — работать надо.
Ведь обычно знакомились на вечерках — плясать при¬глашали. Плясали: кадрели, топотуху, голубя. Провожали до дому, поговорим и разойдемся, чо ведь раньше смиренные были.
Договорились на вечерке Рождеством, две недели Рождество, вечерки не каждый день, а часто были. На вто¬рой день жених приехал на лошади, разнаряжена лошадь, с матерью и братом. Когда приехали, мама поставила само¬вар — был большой, медный, кипятили углями. Самовар вскипел, самовар на стол, я села, наливала чай. Жениха по¬садили напротив, рядом мать и брат, мы с мамой напротив, тятя был дома, с нами же сидел. Чаю попили, из-за стола вышли.
Чо, я ушла в боковушку, маленькая комната была. Жених попросил разрешения у моих родителей, можно ли зайти ко мне, они разрешили. Он зашел ко мне и спрашивает: «Ну, чо, пойдешь за меня взамуж?» Я сказала: «Пой¬ду!» Мы оба согласны. Вышли мы из боковушки и давай опять чай пить. Жених сказал, что мы решили пожениться. Родители с обеих сторон согласны, ну чо стали насчет свадь¬бы договариваться, стали те и другие говорить. На смотри¬нах водки не было». (Т. И. Кротова, 1912 г.р.).
Смотрины и сватовство — начало брачного пути. Неред¬ко сватались многократно. Согласие родителей невесты и ее самой зависело от множества причин. Сколько девочек в се¬мье? Как родители относятся к дочери? Какое хозяйство у жениха? «А пришло время, я в 1928 г. вышла замуж. Он у меня был ревнивый сначала. А вот не любила, а замуж пошла. Нас пять сестер, так че еще не идти-то? А он все меня уго¬варивал замуж. Да... Хотела мама в город меня отдать. Я не пошла. Говорю: «Не пойду! Вот хошь че будь, да я не пой¬ду!»
Я не очень-то его любила, он был какой-то неласковый, а пошла замуж. Чего уж, нас пять девок было... Он меня столько раз спрашивал, а потом сказал: «Я ведь буду же¬ниться. Так дай ответ окончательно! Если ты не пойдешь, так я пойду вон к етой, вон там рядом-то, свататься». С му¬жем мы жили неплохо, можно сказать. Он не держался сто¬ронки, и мне это нравилось. Детей воспитывали вместе». (А. С. Никулина, 1909 г.р.).
Любопытно, что многократное сватовство было делом вполне обычным. Но возможность выбора не отменяла реша¬ющее слово родителей.
«Еще про сватовство расскажу. Сватались ко мне много. Я за тридцатого жениха вышла. Мама говорит: «Не буду со сватами сидеть, надоело — да и холодно!» Сначала приедут родители — посватают, потом жених — сидишь с ним. Здо¬роваешься за руку сперва с женихом, потом с родителями. Потом скатерти выносишь, на подносе их сестра несет, а я расстилаю, сколько есть (чем больше, тем лучше). Потом ухожу. Чаем поим. А я выходила — так уж вином обносили. А раньше-то я его (мужа) не знала, не видела даже. Ведь был парень-то
у меня, так и не дождала его, надо было уже выходить». (3. С. Медведева, 1914 г.р.).
Между тем решение родителей чаще всего не было про¬извольным, случайным — а было тщательно обдуманным и взвешенным. «Когда выдавали замуж, то проверяли всю ро¬дословную, кто чего стоит. Считалось счастьем, если девка выходит замуж в свою деревню».
Очень тщательно оценивалась семья, в которую предсто¬яло идти невесте. Рациональные мотивы превалировали чаще всего и в ее выборе. Свято чтилось семейное родство — братья, сестры, ценились их советы. «Братья и сестры лю¬били друг друга, жалели друг друга. Родительское слово не переставляли, оно — закон».
Замужество, в конечном счете, определяло всю будущую жизнь женщины. И девушки это прекрасно понимали. «Же¬нихов у меня много было. Один сватается — у леса живет, да и семья большая. Значит, не пойду, бедность будет. Дру¬гой сватается с заводу, смолу там гнали. Не пойду за завод¬чика, мама говорит — не нашьешься рукавиц. С которым парнем плясала, так у него семья большая была. Раньше рылись в женихах-то, а я ведь красавица была. А один сва¬тался, так дед у него не слышал. Так брат сказал, что вдруг и зять будет
глухой. А у другого отец пил, так и сын поди пить будет, не пошла. А замуж выходила, вся уревелась. Одни говорили: че ты это? Вон какие красивые сватались! А другие: правильно, он хороший, да и служащий. Хорошо жить будешь! А брат Павел сказал, что если не люб будет, так я ведь от угла не отказываю. Председатель в сельсовете заставляет расписываться, а я из принципу не стала. Гово¬рю — не умею. Так жених сам за меня расписался». (А. И. Колупаева, 1910 г.р.).
Если девушка была пригожей и о ней шла добрая слава в округе, то сватали ее в свадебную пору часто. Не всем родителям это нравилось. «Сватать меня начали с 16 лет. 13 женихов сватали меня. Из нашей деревни и из других де¬ревень приезжали. Иногда по 2 по 3 жениха зараз. Тяте на¬доело, говорит: «Ночи не дают спать. Пропью я тебя». За¬муж я вышла на восемнадцатом году. Тятя отдал меня си¬лом, я не хотела идти, а деваца было мне некуда, была бы жива мама, она бы не отдала бы. Так всю жизнь прожила, промучалась.
Свекор был буянистый, как выпьет, так нас и выгонял из избы. Всю посуду, какая глиняна была, всю пе¬ребьет». (М. И. К-ва, 1910 г.р.).
Приданое играло важную роль в отношении семьи к мо¬лодой невестке, но главным была оценка ее трудовых навыков, та девушка пользовалась уважением, которая и прясть, и ткать, и шить хорошо умела, работы никакой не боялась. Говорили: «Ищи себе жену не в хороводе, а за делом в огороде». К 16—18 годам девушка была уже хорошей работ¬ницей, владевшей всеми крестьянскими навыками. «В 12 лет меня повели в поле за большую косить. В 12 лет полностью окончилось мое детство. А в 16 с половиной лет меня выдали замуж. Когда
я сказала, что не пойду замуж, так мать на меня как топнет ногой и говорит: «Как ты можешь против меня идти». Так меня просватали, были смотрины, вы¬пили вино и назначили свадьбу. После моего замужества мать умерла через два года». (А. Г. Посохина, 1907 г.р.).
По глухим углам в северных вятских деревнях сохранял¬ся еще и обычай выкупа невесты. «Выкуп за невесту долго сохранялся. За мою маму, например, родители жениха упла¬тили зерном. Другие платили деньгами, разными дорогими вещами. Девушка чувствовала себя виноватой перед семьей, в которую вошла».
В каждой деревне были свои отличия и в предсвадебном ритуале и в брачном обряде. Иногда решение объявляли не словом, а всем понятным знаком. Дарья Николаевна Каза¬кова (1901 г.р.): «Жених с невестой порой не знали друг друж¬ку. Посылали сватью. Потом сватья с отцом, матерью и же¬нихом заходят в избу к невесте. Невеста нарядится, покло¬нится, всем руку даст. Посадят гостей за стол, чай пить. Ко¬му понравится невеста, пустую чашку как обычно на блюде ставят, а как не понравится, то чашку кверху дном опро¬кидывали».
Невест не столько выглядывали, сколько выспрашивали. Уху доверяли больше чем глазам. «Свадьба — событие для всей деревни и окрестных деревень. Раньше девок подгляды¬вали для жениха нищие. Потом у них узнавали родители, где есть подходящие девки, которую можно определить в не¬весты для сына, узнавали, кто родители, что за родство. Ес¬ли родословная устраивала и девка приглянулась родите¬лям, объявляли о невесте жениху. Находили сваху, запря¬гали лошадь и ехали сватать. Сватунья должна уметь ловко соврать, расхвалить
жениха», — вспоминает Александр Сер¬геевич Бусыгин (1912 г.р.). Помнит он и о выкупе невесты на Вятке: «Договаривались о запросе, то есть о цене невесты. Маму мою в свое время оценили в 60 руб. Это по тем вре¬менам очень большая цена. Для сравнения: корова стоила 30 рублей. Так вот, 30 рублей заплатили деньгами, а 30 руб¬лей — чистым золотом. Бывало, что с жениха требовали оде¬жду для невесты, если та бедновата. Ну просили шубу или валенки, а то шаль. Потом с невестиной стороны родные едут смотреть дом жениха.
Посидят за столом, поговорят, выпьют маленько. После этого жених со сватуньей и родите¬лями едут опять к невесте с гостинцами. Чаще гостинцы из стряпни или сушек купят. В это время назначают свадьбу».
Богатый жених мог и перекупить уже «пропитую» неве¬сту, так как родители могли менять свое решение. «Мать мою выдали замуж рано — в 18 лет. Приехали сваты и про¬сватали без нее. Жениха своего раньше не видела. Сперва просватали за одного, а потом за другого — который вперед задаток дал. Замуж вышла в 1918 г. Раньше женщины очень стеснялись мужчин, слова поперек не сказывали. Я своей свекрови слова поперек не сказала за 35 лет. Саму меня от¬дали замуж. Сколько слез я пролила, когда пошла за нелю¬бимого!» (В.
В. Рогожникова, 1920). «В 1949 году вышла за¬муж. Сосватали родители, без моего согласия. Привели же¬ниха, познакомили. Сказали — хватит в девках ходить, пусть теперь муж кормит. А я до этого 7 лет на лесозаготовках уж отработала. Не только себя кормила...»
«Замуж раньше отдавали насильно. И говорили: «Пухо¬вое одеяльце в ногах, да подушка в слезах». Перед свадьбой невеста собирала у себя подруг на девишник. Они наряжали ее, а невеста оплакивала свою за¬кончившуюся девичью жизнь. М. Ф. Бабкина (1921) из Омуткинского района помнит старинную песню своего девишника:
«На воде было, на заводи
Сера утица купается,
Косицы мьет она,
Белится хорошо ли,
Румянится, снаряжается.
Над ней девушки дивуются.
— Не дивуйтесь, красны девушки,
Над моим да над хорошеством.
Я осталась от батюшки,
От родимой своей матушки».
Подружки гуляют, поют песни, невесте косу заплетают, а не¬веста плачет.

Источник: Бердинских В. А. Россия и русские. Киров. 1994

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное