Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Поговорим о рекламе

  Все выпуски  

Васюхин по пятницам - поговорим о рекламе.


Служба Рассылок Subscribe.Ru

http://www.sostav.ru/vlad/

Выпуск второй
Можно ли заказать вдохновение?

Сегодня поговорим… о крыльях.
У Геннадия Шпаликова, сценариста легендарного фильма "Я шагаю по Москве", есть
песенка с нехитрыми словами:
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли
Как вырастают эти крылья…
"Ну, и как же?" - уже слышу я нетерпеливый голос. Just a moment!
После публикации первой колонки ("Грешно ли заниматься рекламой?") кто-то упрекнул
меня: мол, не дал конкретного ответа на поставленный вопрос. Подозреваю, что
любители заглядывать в конец учебника в надежде увидеть "да" или "нет", будут
страшно разочарованы: я в принципе не сторонник директивных сентенций. Монополии
на истину у меня нет. За этим, пожалуйста, к экспертам Российской ассоциации
рекламных агентств. Я же рассчитываю, что все последующие тексты будут иметь
в заголовке знак вопроса - как повод к разговору. Или к спору. К сотворчеству.
К поиску совместного ответа, точнее, ответов.
Такой вот представляю эту рубрику, о чем и было сразу сообщено читающей публике
в "тронной речи".
Однако вернемся к заявленной теме. Человек, вовлеченный в творческий процесс
(не устану повторять, что реклама есть "искусство на службе у бизнеса"), либо
рождается крылатым, либо всю жизнь пытается отрастить эти в обычной жизни ненужные
органы. Но как? Из чего? По версии упомянутого Шпаликова, "из ничего и ниоткуда.
Нет объяснения у чуда".
Ох, уж эти пииты. Напустят тумана, из всего сделают проблему. Творческий кризис,
безработица души! Оказывается, можно спокойно работать - и преуспевать! - без
всяких там крыльев, без божества, как говорится, и вдохновения.
В моей библиотеке есть две забавные книженции: одну - "Рекламный робот" - издал
в Симферополе Я. Бронштейн, другую - "Рекламный конструктор" - выпустила в Новосибирске
Н. Власова. Оба автора, явно друг с другом незнакомые, на голубом глазу заявляют,
что научат любого делать "крутую" рекламу. Надо лишь освоить дюжину-другую клише,
пардон, приемов и техник. И тогда каждая кухарка сможет управлять рекламным государством!
У нас героем становится любой!
…Дело даже не в агрессивной уверенности, что все можно "сконструировать", "слепить",
стать Огилви за 15 уроков. Кто бы спорил, знание технологий, правил и рецептов
необходимо, но только этого мало. Человек, который полагается только на инструкции,
логику да голую технику, рискует сам в одно прекрасное утро превратиться в механизм
по штамповке банальных идей, в рекламного робота, как персонаж Кафки превратился
в отвратительное насекомое...
Работа в экстремальной ситуации, а именно так часто трудятся копирайтеры, журналисты,
дизайнеры, актеры, режиссеры etc, не позволяет ожидать у моря погоды - внезапного
озарения или яблока на голову. Кстати, согласно словарю Даля, вдохновение есть
"высшее духовное состояние и настроение, сосредоточение и необычайное проявление
умственных сил". Обратите внимание - высшее, необычайное, то есть редкое. Поэтому
многие либо выработали собственные ритуалы организации труда (скажем, Бальзак
садился за письменный стол только в любимом балахоне, а многие московские рекламисты
- только при 100% предоплате), либо прибегают к проверенным стимуляторам особого
творческого настроя.
У одних этот стимулятор - алкоголь, у других - наркотики, у третьих - чужое творчество
(не раз был свидетелем, как в рекламных агентствах в поисках идеи лихорадочно
листают "Эпику бук" и тому подобные фолианты). Кто-то прибегает к медитации,
кто-то - к сексу. Знакомая журналистка рассказывала, как однажды, на заре туманной
юности, отправилась брать интервью у классика советской музыки (фамилию классика
упущу, дабы не дразнить его потомков). И вот этот великий, богатый, убеленный
сединами композитор, отвечая на очередной вопрос, вдруг стал гладить интервьюершу
по коленкам (дело было летом, на даче). Гладил, гладил, а после вдруг сказал:
"Пойдем в спальню! У меня после ЭТОГО такая музыка пишется!.."
Казалось бы: счастливый человек! Совокупился - написал шедевр. Вот так и курсируй
до конца дней своих: от Клавы - к клавишам, от рояля - в кассу, за гонораром.
Если б все было так просто… Как заметил модный писатель и преуспевающий ресторатор
Дмитрий Липскеров, момент вдохновения - самое крайнее из всех возбуждений, потому
редко приходящее к человеку, несмотря на все стимуляции входа в это состояние.
Да, аппетит не всегда приходит во время еды, пещеристые тела не всегда достигают
необходимой кондиции во время… э-э… ну, в общем, вы, люди взрослые, поняли. Так
и капризные музы не всякий раз посещают нас в часы, отведенные для работы. Однако
более эффективный источник вдохновения человечеству еще не знаком.
Только работа.
Ежедневный тренинг, как у балетных. Ни дня без строчки, без мысли, без движения.
Чем чаще думаешь, тем больше шансов набрести на что-нибудь стоящее. Для того
чтобы взлететь, нужно, как минимум, разбежаться. Итак, да здравствует работа,
часто - напряженная, до полного утомления. (Не говорите, что она любит дураков!)
И - в разумных пределах - одиночество. Творчество - процесс интимный.
Среди многочисленных прогнозов будущего, которые охотно публиковались в конце
ХХ века, есть и такой: к 2017 году (то есть еще при нашей жизни) будет разработан
метод искусственной стимуляции мозговой деятельности для генерации идей. То есть
вдохновение по заказу или по расписанию станет реальностью. Ждем-с?.. Нет, работаем!

P.S. На открытии последнего Московского международного фестиваля рекламы среди
всей вампуки и эклектики оказался один трогательный момент: участникам конкурса
молодых креаторов раздали крылья. Белоснежные такие. Красивые. И так симпатично
они смотрелись за их юными спинами… даже в глазах защипало! Не обломали бы их
ребятам суровые рекламные будни…

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное