Pr-lab.info - лаборатория пиара рассказывает и показывает - выпуск 11 от 12.03.2007
Новостная
рассылка Лаборатории пиара
12.03.2007
Спонсорская деятельность в Беларуси
№
011
Сегодня последний выпуск рассылки, посвященный теме спонсорства. Речь пойдет
о регламентации данного вида деятельности в Беларуси.
Как мы выяснили ранее, спонсорская деятельность не может быть отнесена
к обычным пожертвованиям, так как предполагает оказание контрагентом определенных
встречных услуг. Однако в Беларуси, как это очень часто бывает, есть своя
национальная специфика.
Основным документом, регулирующим спонсорскую деятельность, является Указ
Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года N 300 "О предоставлении
и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи". Этот Указ очень
жестко ограничил возможность предоставления и использования спонсорской
помощи. Во-первых, под определение спонсорской помощи попала абсолютно любая
безвозмездная сделка, которая теперь должна будет осуществляться с соблюдением
требований данного Указа. Во-вторых, Указом чрезвычайно сужены цели предоставления
спонсорской помощи, что не позволяет поддерживать социальные мероприятия,
реализация которых традиционно осуществлялась в том числе и со спонсорской
поддержкой.
Согласно указу, под спонсорской помощью понимается безвозмездная
помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров
(имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права
на объекты интеллектуальной собственности, оказываемая юридическими лицами
и предпринимателями республики другим организациям, индивидуальным предпринимателям
и физическим лицам республики.
Исходя из определения, действие данного Указа не распространяется на помощь,
получателями которой выступают иностранные физические или юридические лица,
а также на помощь, оказываемую физическими лицами вне зависимости от того,
кто выступает получателем такой помощи - юридическое лицо, предприниматель
либо физическое лицо.
Кроме того, Указом N 300 установлено, что он не распространяется
на следующие случаи:
1) предоставление организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии
с трудовым и иным законодательством материальной помощи своим работникам,
бывшим работникам, в том числе ушедшим на пенсию, а также членам их семей
в случае смерти таких работников;
2) передачу основных средств от одной государственной
организации другой, осуществляемую в порядке, установленном актами законодательства;
3) предоставление организацией денежных средств, товаров (имущества), работ,
услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной
собственности, находящимся у нее на балансе организациям (оздоровительным,
детским дошкольным учреждениям, библиотекам, Дворцам культуры, иным организациям);
4) выделение денежных средств юридическим и физическим лицам из бюджета,
государственных внебюджетных фондов.
Одновременно Указ N 300 определил двенадцать целей, на которые может направляться
спонсорская помощь:
1) создание и укрепление материально-технической базы;
2) приобретение сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней,
горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений,
иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным
производством, а также поддержка мероприятий по выполнению государственных
программ по возрождению и развитию села;
3) поддержка олимпийского и параолимпийского движений Беларуси, игровых
видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта физкультурно-оздоровительной,
спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том
числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных
сооружений;
4) охрана и восстановление историко-культурного наследия, развитие библиотечного
и музейного дела, кинематографии, художественного и культурного образования,
а также поддержка народного творчества и народных промыслов (ремесел), гастрольно-концертной
деятельности отечественных коллективов и исполнителей;
5) приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий
медицинского назначения, медицинской техники, оказание медицинской помощи
гражданам Республики Беларусь, содействие деятельности в области охраны
здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
6) проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных
мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета
Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;
7) выпуск учебных изданий и средств обучения, организация питания учащихся
и воспитанников учреждений образования;
8) поддержка организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих
социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке
государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей
психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать
свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам
войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам,
детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным
законодательством);
9) поддержка зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь
религиозных организаций;
10) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
11) проведение научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских
программ;
12) развитие особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных
парков, заказников, памятников природы).
Оказание спонсорской помощи на иные цели возможно только по
решению Президента Республики Беларусь либо с его согласия.
Как видим, спонсорская помощь на проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей,
смотров, соревнований может оказываться только в том случае, если они проводятся
по решению Президента, правительства либо областных (Минского городского)
исполкомов. Аналогичные мероприятия, проводимые по инициативе, например,
общественного объединения, спонсировать можно лишь заручившись специальным
разрешением.
Это же касается и спонсорской помощи на проведение научных исследований,
которая допустима только в рамках государственных научно-исследовательских
программ.
Список примеров можно продолжать, однако есть смысл остановиться и на
позитивных моментах.
Безусловной заслугой Указа N 300 является установление запрета
на требования предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, которые
в последнее время стали чуть ли не практикой деятельности определенных структур.
Рассматривая цели, на которые может предоставляться безвозмездная (спонсорская)
помощь, нельзя не отметить, что, во-первых, перечень таких целей является
закрытым и может быть расширен исключительно по решению Президента Республики
Беларусь или с его согласия; во-вторых, наряду с так называемыми общеполезными
целями данный перечень включает в себя и направление спонсорской помощи
на создание и укрепление материально-технической базы, а в силу этого в
рамках данного "широкого условия" можно передавать субъектам спонсорской
помощи любые машины, оборудование и иное имущество, относящееся к основным
фондам, или деньги на их приобретение с последующим осуществлением на их
основе предпринимательской деятельности. Тем самым возрождаются отношения
оказания безвозмездной помощи между коммерческими организациями.
В-третьих, Указ содержит ограничения по спонсорской помощи в виде денежных
средств государственным органам.
Вы можете задать вопрос по тематике рассылки и получить
на него ответ, написав письмо на адрес pr-my1@inbox.ru
Вопрос также можно задать на нашем форуме.
Ответы на вопросы публикуются в течение месяца.
Сергей Цедрик PR-LAB.INFO - Лаборатория пиара рассказывает и показывает
№ 11 от 12.03.2007