Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энциклопедия PR-приемов, PR-стратегий и PR-тактик


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ PR-ПРИЕМОВ, PR-СТРАТЕГИЙ И PR-ТАКТИК

PR-Стратегии

PR-Тактики

PR-Приемы

 

Политик, который жалуется на прессу, все рано что капитан, который жалуется на волны. 

Энох Пауэлл. 

 Фамилии изменены. События реальны.

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГРЕССИИ

Событие. Недовольный повышением квартплаты пенсионер подал в суд иск на главу администрации города. 

Газета, оппозиционная мэру, в статье "С сильным - не борись, с мэром - не судись?" рассказывает о простом пенсионере, который решил обжаловать февральское постановление главы администрации города о повышении квартплаты.  Центральное и главное место в статье занимает оценка отношения главы администрации города к пенсионеру, суду, к общественности. Газета пишет, что глава администрации города третий месяц подряд игнорирует и суд и пенсионера, не являясь на заседание суда.  

Комментарий. Команда, противостоящая мэру, в отличие от пенсионера понимает, что шансы выиграть суд у главы администрации города равны нулю. Понимает это и сам мэр, очевидно, поэтому игнорирует бесполезное, с точки зрения здравого смысла, разбирательство в суде.

     Однако такое рациональное и отличающееся деловой практичностью поведение мэра вступает в противоречие с эмоциональным отношением, которое мэр, поневоле, выстраивает с пенсионером. Отношение презрения и полного неучастия.

     Этим обстоятельством решает воспользоваться команда, оппозиционная мэру. Полубезумного пенсионера, автор статьи, талантливо несколькими фразами отожествляет с обществом, превращает его в легитимного представителя жителей города и далее уже оценивает поведение мэра не как его отношение к отдельному человеку, а как его отношение к обществу в целом. Вывод для мэра делается нелицеприятный: мэр неуважительно относится к мнению горожан, доверившихся ему когда-то. 

     Прием "ГИПЕРБОЛИЗИРОВАННОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ" рекомендует с целью усиления эффекта или получения нового качества, отожествить одного человека с обществом и затем уже оценивать поведение участников в этой гипотетической реальности.

Событие. Широкой общественности становится известно, что представитель администрации, член КПРФ - Галина Осинцева при распределении детских путевок незаконно собирала деньги с родителей детей, отправляющихся на летний отдых. Заводится уголовное дело. 

Газета, "воюющая" с  КПРФ, представители которой доминируют во властных структурах области, пишет:  Есть предположение, что путевки стоимостью в 2,5 тысячи рублей - для бюджета - уходили по цене 7 - 8 и более тысячи рублей. Статья называется "В Госдуме требуют ответа на вопрос: правда ли, что коммунисты области расхищали "детские деньги?" Автор статьи обвиняет региональную организацию коммунистов в расхищении "детских денег".  

Комментарий. Это тот же прием "ГИПЕРБОЛИЗИРОВАННОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ", но чуть в ином исполнении. Автор статьи, пытаясь вызвать негативное отношение всего общества к малой группе этого общества (к КПРФ), обобщает поведение всей группы, опираясь на поведение одного члена группы, Автор двигается по индуктивному направлению: если один человек в группе вор, то значит, все члены группы тоже воры.

Событие. По городу пошел слух, что председатель областной думы купил себе квартиру в престижном районе, и, чтобы ее отремонтировать, нанял солдат срочной службы.

Газета, противостоящая председателю областной Думы, уже третью неделю подряд комментирует это событие: хозяин квартиры, в которой идет ремонт, пока точно неизвестен, но есть предположение, что эта квартира принадлежит председателю областной Думы и, что это он нанял солдат срочной службы для ее ремонта.  

Комментарий. На первый взгляд, напрашивается вывод, что если команда, противостоящая председателю областной Думы, уже третью неделю подряд освещает одну и ту же тему, то она явно испытывает дефицит материалов компрометирующих спикера областного парламента. Однако причина повторяющейся информационной PR-агрессии лежит в иной плоскости. Противостоящая спикеру команда реализует тактику многократного предъявления.

     Эксперименты показывают, что повторение усиливает убедительность сообщения. Правда, следует заметить, убедительность растет до определенного количества повторений, а затем, когда наступает избыток предъявлений, убедительность резко падает, потому что информация начинает давить и слишком очевидно ограничивать свободу выбора людей.

     Прием "ПОВТОРИ НАСТОЙЧИВО" рекомендует с целью получения эффекта убедительности информацию, имеющую неизменный вид, повторять, но не более трех раз. После третьего предъявления в информацию, чтобы она не вызывала отвращения, вносить элементы новизны.

СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА 

Событие. Молодой предприниматель, имеющий губернаторские амбиции в одной из областей России, собственник здания, в котором ставили мюзикл "НОРД-ОСТ", во время удержания террористами заложников в этом здании, был включен в штаб по освобождению заложников. 

Местная газета, финансируемая этим предпринимателем, писала: Олег Лавченко оказывал содействие сотрудникам правоохранительных органов, занятых освобождением заложников, которые удерживались террористами в здании, принадлежащем одной из российских компаний.

Комментарий. Возможности осуществления PR-акции, способствовали два условия. Во-первых, операция по освобождению заложников получила в обществе оценку - успешно.  Во-вторых, по случайному стечению обстоятельств, терракт произошел в здании, принадлежащем предпринимателю и по этой и только по этой причине, он, как человек, владеющей информацией об архитектурных особенностях здания, был привлечен в штаб.

Нравственная оценка PR-акции однозначна: "Кому война, а кому мать родна".

Однако, судя по растущему рейтингу предпринимателя в области, общественность позитивно отнеслась к сообщению о содействии О. Лавченко правоохранительным органам.

PR-прием "ИСКАЖЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ" позволил команде предпринимателя О. Лавченко логически увязать победу над террористами с усилиями О. Лавченко и навязать это мнение общественности.  

Событие. Депутат Государственной Думы, предприниматель Евгений Сыщенко, осуществляющий агрессивную и массированную информационную политику области, вдруг пропадает из информационного пространства.  

СМИ, подконтрольные предпринимателю, третью неделю ничего не сообщают о депутате Государственной Думы Е. Сыщенко.

Комментарий. Когда в жизни человека нарушается порядок, выработанный годами, подсознание не может не отреагировать ответной эмоциональной реакцией.

Достаточно длительное время команда Е. Сыщенко нарабатывала закономерность еженедельного появления Е. Сыщенко с разными заявлениями в СМИ. Когда появление Сыщенко стало событием тривиальным, предсказуемым, команда Сыщенко резко нарушила порядок: СМИ перестали транслировать информацию о нем.

В жизни людей с этого момента чего-то стало недоставать, какие-то процессы начали развиваться по альтернативным сценариям. Дискомфорт, возникший в результате этой акции, заставил людей искать его причины. А поскольку причина лежала на поверхности, люди, не имея возможности ее исправить, начали искать поддержку друг у друга, спрашивая: "Что случилось с Сыщенко? Почему его не видно? Он что - заболел, уехал куда-то?" Присутствие человека было незаметным, а отсутствие превратилось в яркое эмоциональное событие.

PR-прием "КРИЧАЩЕЕ МОЛЧАНИЕ или НАРУШЕННЫЙ ПОРЯДОК" позволяет добиться того, что об активном до того политике, когда он "пропадает", начинают активно говорить, строить предположения, рождать слухи, а когда он вновь появляется, жадно ловить о нем информацию, желая получить подтверждение слухам и предположениям.  

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ОТРАЖЕНИЯ АГРЕСИЙ

Событие. По городу пошел слух, что председатель областной думы купил себе квартиру в престижном районе, и, чтобы ее отремонтировать, нанял солдат срочной службы. 

Газета, подконтрольная председателю областной Думы, публикует его интервью: Спикер местного парламента, отвечая на вопрос корреспондента о якобы солдатах, которых они привлек для ремонта своей квартиры, иронично замечает: "Да, это так, а еще у меня есть личный самолет, парк "Мерседесов" и связка загородных дач".

Комментарий. Имеет место прием "ДОВЕДЕНИЕ ДО АБСУРДА". Это сильный прием отражения информационных атак. Прием рекомендует согласиться с обвинением конкурентов и поставить выдвинутое обвинение в один ряд с другими, но уже вымышленными и абсурдными обвинениями, которые никогда не инкриминировалось политику.

Абсурдность одних - вымышленных обвинений поглотит реальность других обвинений,  выдвинутых конкурентами. Абсурдность распространится на весь ряд обвинений, что сделает реальное обвинение нереальным. 

 

Дата выпуска:  2003-08-10 Выпуск № 4

Архив рассылки

  Автор рассылки Евгений Буряков 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ PR-ПРИЕМОВ, PR-СТРАТЕГИЙ И PR-ТАКТИК



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное