Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сергей Чернявский

  Все выпуски  

Сергей Чернявский Первое препятствие на пути в светлое будущее


Первое препятствие на пути в светлое будущее.

 

Здравствуйте.

 

Про «светлое будущее» вспомнились Советские лозунги,

Как раз в тему ответственности родителей и обучения детей.

 

Сегодня о первом препятствии на пути.

 

Начну с сообщения пришедшего Вконтакте:

---------------------------

«Антонина 

Доброе утро.

Мне Вас порекомендовали как практикующего семейное образование.

Подскажите, пожалуйста, есть ли какие то чаты

или сообщества по этой теме,

в которых делятся идеями, опытом?»

-----------------------------------

 

Никаких чатов, никаких сообществ я не знаю и объясню почему.

 

Но сперва пост жены из инстаграм в тему,

потому что семейное образование вроде как по умолчанию подразумевает,

что все в семье участвуют в этом процессе и у каждого своя роль.

-----------------------------------------

«Практикуя анскулинг я как бы посягаю на святое святых

- на нашу систему образования.

Ведь есть система, она работает, и давно,

а тут я - со своими экспериментами.

Над детьми. Ужас. Кто я такая.

Наше образование лучшее в мире и тд.

И уже не важно, что за последние лет пятьдесят-семьдесят

в этой системе почти ничего не изменилось.

Да, тогда она работала - и сработала.

 

Папа мой помнит почти всё, что учил в школе.

Так есть ли повод взять старые учебники?

Вернёт ли это нас обратно в ту реальность?

В то же время гениальных учителей единицы,

остальные в школе - случайные пассажиры.

 

(У меня стоит в дипломе «учитель истории»,

и хотя это был не педвуз,

практику я проходила в школе).

 

Но мы продолжаем верить, где-то глубоко внутри, в магию школьной системы.

Я там была. В 2004м учительница истории составляла план уроков

по методичке 56го года.

 

Не волнуйтесь, про роль пролетариев

и решения съездов было вычеркнуто

 (это была одна из сильных гимназий города).

И да, мне не дали поставить пятёрку троечнику,

потому что «ему нельзя ставить пять».

Так всё-таки, система для ребенка или ребенок для системы?

Если мы выбираем первое, то мы в любой момент

в нашем СО можем использовать систему, а можем ее отвергнуть.

Главный вопрос: для чего использовать?

Сеня решил научиться читать в семь лет и пять месяцев

 (это чтобы не возникло иллюзии,

что у нас тут прописи все с двух лет пишут).

 

До этого любые наши с мужем попытки внедрения разных методов

и подходов были бессмысленны и бесполезны.

 

Мы просто отбивали у сына желание учиться.

Когда он принял решение, он научился читать за два месяца

почти ежедневной практики - по 10 минут по утрам.
Всё.

 

Больше я с ним чтением не занималась нисколько.

Книги рекомендую и беру в библиотеке.

Как я поняла, что он готов?

Когда он сам смог прочесть предложение в книге.

 

Меня постоянно спрашивают, как привить любовь к чтению,

а я не знаю, что ответить.

Хочется спросить: ребенок для чтения или чтение для ребенка?

Но кажется, это будет очень грубо.

Да, мы используем методы и систему в обучении,

но первично не это. Сначала должна быть задача, запрос.

 

Когда Сеня был первый год на СО, первое время я металась,

пытаясь ему устроить школу дома, потом я металась,

потому что не могла понять, нужна ли нам аттестация.

 

И все эти мои действия без «зачем» дёргали Сеню.

С одной стороны, я не хотела воссоздавать дома школьную систему,

с другой — ждала, когда он захочет сам все предметы изучать.

Такая наивность!

 

Как можно самому захотеть весь этот сумбур,

который вывален в программу первого класса?

Отсутствие последовательности и логики

действительно вынуждает родителей прибегать к драконовским методам,

потому что захотеть это невозможно.

Весной первого года на СО мы приняли решение,

что аттестации сдать надо, и поступили в ЦОДИВ.

 

И как же я была удивлена, когда мой сын сел,

прошел подготовку и сдал. Причем быстро.

 

Ему стало ясно зачем — и появились четкие требования.

Это не значит, что с тех пор Сеня стал заниматься по предметам

и готовиться к сдаче — нет, он просто понял, как это работает,

сделал необходимое и пошёл дальше

по своему собственному пути изучения мира.

Не было такого, что мой «свободный ребенок»

не мог понять требований системы,

потому что не сидел за партой каждый день — как меня пугали.

 

Да, он сделал на «отстаньте»,

его устроил не стопроцентный результат,

но у него и не было такой задачи — чтоб все пятёрки.

 

У него была другая задача — сдать побыстрее и уйти гулять.

Это не значит, что он лодырь

(или какую терминологию используют в школах

для обозначения таких детей?),

у него другие интересы.

 

 Свобода не означает, что дети становятся бесконтрольными зверьками.

Ведь они живут в этом материальном мире

и подчиняются его правилам.

 

Если мы договариваемся с детьми с самого начала,

если мы озвучиваем детям наши настоящие цели,

то дети сотрудничают.

 

Кто-то готов больше сотрудничать, кто-то меньше.

Агата интересуется, что там полагается знать детям в первом классе.

Увидела хрестоматию — ага, это надо, значит, читает.

 

Сеня плевать хотел на то, что изучают дети его возраста.

Но будет сотрудничать, если поймёт зачем ему это.

И на начальном этапе — не боюсь повториться — я считаю важным,

чтобы ребенок увидел разные возможности для обучения,

начал сам ставить себе задачи (например,

Агата захотела научиться писать письменными буквами

— и я ей объяснила, как она может этому научиться)

и получать желанный результат.

 

Или не получать — что тоже результат.

Ребенком движет стремление познавать мир — всегда.

Просто мы, как правило, хотим, чтобы ребенок познавал этот мир

привычными нам методами и в рамках программы.

 

Ведь свободный ребенок непредсказуем.

А еще он может спросить «Мам, а зачем нам всё это знать?

 aleksandra_4e_co»

------------------------------------------

 

Года 4 назад, когда нашему старшему Арсению,

было 6 лет и до школы ему остался год мы задались вопросом:

Какое бы мы хотели образование своим детям?

 

Вопрос этот возник не спроста.

Ещё 10 лет назад проект «Стратегия Страны: Главное - дети»

я начал с оценки существующей системы образования.

 

И именно с точки зрения прикладного, того, чему там обучают.

 

Ведь участниками

Тренингового Агентства Сергея Чернявского 2006 г. - 2009 г.

были тысячи опытных и начинающих предпринимателей,

руководителей и просто люди

желающих изменить свою жизнь в лучшую сторону.

 

Путём обретения навыков и знаний,

которых в системе образования не дают.

 

И эта громадная разница между тем,

что нужно для успеха в жизни, и что даёт система образования

была очевидна.

 

И мы с женой знали точно о том,

какое образование мы не хотим для своих детей.

То, образование,

которое предлагается в системе, мы своим детям точно не хотим.

 

А тогда какое, если не такое, как в системе?

 

В поиске ответа на этот вопрос, жена читала книги и статьи,

шерстила интернет, слушала вебинары, изучала опыт других родителей.

 

Всё это сопровождалось обсуждениями на кухне существующих предложений,

оценкой, какие предлагаются знания, какой формат, какие навыки и т.п.

 

Важно заметить, что по ходу мы определялись,

какое образование мы хотим дать своим детям.

 

В итоге изучения предложений на рынке образования

вывод был не оптимистичный:

в большинстве случаев дома пытались дать

такое же образование, как в школе.

 

Типичный подход – это подстройка

под существующую систему образования

с теми же предметами, но с другими вариантами её подачи.

 

В среде со-шников это называется «устроить школу дома»,

но мало кому удается предложить что-то принципиально другое.

 

Есть единичные школы, типа Щетинина,

в том числе и за бугром,

но эти единичные исключения подтверждают:

норма, предлагаемая для семейного образования,

не сильно отличается от системного.

 

Это была первая причина,

по которой я никаких чатов на тему Семейного Образования не знаю.

Нет смысла.

 

Вторая причина – мой десятилетний опыт обучения

созданию бизнеса, его развитию,

базовым навыкам переговоров и управления,

изучение запросов тысяч обучающихся, разбор и создание

десятков обучающих методик.

 

Имея такой опыт и знания, я стал понимать, в каком

направлении следует продвигаться в обучении детей.

 

По этим двум причинам, а по сути из-за отсутствия необходимости,

я никаких чатов не знаю и ничего порекомендовать вам не смогу.

 

Может быть, это покажется кому-то очевидным, но на самом деле это важно:

 первое препятствие

на пути к семейному образованию - это время.

 

Семейное образование без участия родителей невозможно.

Чтобы родители могли обучать детей самостоятельно,

у них должно быть время на это.

 

И в этом смысле нам, можно сказать, повезло.

Я большую часть времени работаю дома, жена не работает.

 

Время с семьей – роскошь для вас или вложение в будущее?

 

Где найти время – мы будем разбирать на предстоящем

тренинге Сила в Балансе.

 

Я вам гарантирую, что ваши шаблоны обучения рухнут,

стереотипы рассыпятся.

 

А главное, и для себя пользу извлечёте немалую,

и уверен, сможете применить этот подход в обучении детей

https://strateg-glavnoedeti.com/sila-v-balanse

 

Сергей Чернявский info@federalra.ru 

 

П.С. Что важно видеть.

Школа кроме того, что занимается обучением детей,

является ещё и «камерой хранения» для них.

 

И те, кто не согласен с качеством обучения детей в школе,

но не имеет времени на то, чтобы обучать самому,

вынуждены отдавать детей в школу.

 

Потому что на обучение своих детей нет времени.

 

Время - это первое препятствие на пути к другому будущему детей

- семейному образованию.

 

Однако время - вещь неоднозначная.

И не вкладывая время в своих детей сейчас,

не теряем ли мы будущее?

 

Приезжайте на тренинг «Сила в балансе»

в Тольятти 29 ноября – 1 декабря,

и вы научитесь вкладывать время.

https://strateg-glavnoedeti.com/sila-v-balanse

 

 

 

 

 

 

 


В избранное