Скандальная реклама манит заказчиков. Кажется ведь, чего проще: создал скандал на пустом месте, и вот уже твое имя у всех на устах. А твой товар покупают просто из любопытства: кто посмел нарушить наш покой?
Все это так и не так. На самом деле, скандальная реклама имеет весьма непродолжительный эффект. А имидж товара или компании может подпортить весьма "сурово".
Но то, что эффект от такой рекламы заметен быстро - факт. Конечно, не всегда и не везде. Но бывает.
Шовинизм - лишь один из методов скандального продвижения.
В принципе, сам факт позиционирования товара (определение его "экологической ниши" на рынке) подразумевает сравнение разных аудиторий. Вопрос в корректности такого сравнения. Увы, вообще сочетать творческое решение с политкорректностью очень сложно. И особенно, если это касается сравнения разных социальных групп.
Последствия такой рекламы для компании в любом случае печальные. Начиная от плохих последствий для общего имиджа компании и ее коммуникативной стратегии. И заканчивая "разбирательствами" с ФАС (Федеральной Антимонопольной Службой).
Примером последнего может служить случай с рекламой ТМ Lenor.
РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ 48
Компания Procter&Gamble осенью 2004 года запустила рекламный ролик на ТВ, в котором женщина на работе думала о стирке. ФАС признала этот ролик дискриминирующим женщину как работника. Нельзя заставлять владельцев бизнеса и
управляющих думать, что женщина - второсортный работник, думающий на работе о доме, - так решили чиновники. Это один из нечастых случаев, когда за "шовинизм" и "дискриминацию" рекламодатели получают нагоняи от чиновников. Подробно он описан здесь.
Чаще бывает так, что скандальная реклама, оскорбляющая какую-то социальную группу, так и остается в эфире или на страницах прессы.
Потому стоит еще обсудить вопрос о второй составной неэффективности такой стратегии. Даже если оскорбительная и шокирующая реклама остается незамеченной контролирующими органами, она редко дает эффект, сопоставимый с тем, какой может дать реклама, которая не оскорбляет чувств какой-либо социальной группы.
Наиболее удачным способом "разведения" двух групп (потребителей и не-потребителей) по разные стороны баррикад является юмористичная реклама. И чем добрее юмор, тем меньше шансов, что ФАС к вам придерется. И тем больше вероятность, что потребитель откликнется на ваш призыв, и проголосует "деньгами" за ваш товар. Примером удачного - не скандального - разведения потребительских групп в рекламе может служить реклама "Россгосстраха" ("Все правильно сделал!"). В ней
по-доброму обыгрывается разница между практичным потребителем их полисов ОСАГО и непрактичным и немного придурковатым соседом, который еще не догадался, где надо страховаться.
Другие варианты - чисто интерактивны. Это создание коммуникации между двумя группами потребителей на страницах прессы. Причем в рекламе. Не путайте с PR. Это делается в прямой рекламе, провоцируя потребительские группы на диалог между собой. Примером такой рекламы может послужить наш проект "столетней давности" по одному из видов компьютерной техники. Можете посмотреть, как это реализуется в рекламных материалах
по ссылке здесь. Правда, этот сценарий еще простоват для того, чтобы проиллюстрировать возможности интерактивной рекламы в позиционировании товара на рынке. Но отчасти дает представление о методе.
Возможно, у вас есть и свои "маленькие хитрости" относительно того, как можно эффективно позиционировать товар через сравнение потребительских групп, но без шовинизма. Если же вам интересны новые идеи по этому направлению, приходите к нам на семинар по психотехнологиям в брендинге, где мы поговорим об этом подробнее.
Автор статьи: Исковских Людмила, студия интерактивной рекламы PRStudio