За последние четверть века российская система образования претерпела множество изменений. «Тасовались» приоритеты, «играли» с часами и форматами подачи материала. Неизменными оставались лишь попытки проникнуть в учебные заведения пусть «напудренного, причёсанного и кастрированного», как говорил барон Мюнхгаузен, но всё-таки… секса.
Когда говорят о «концепции сексуального воспитания молодежи», я мало верю в ее осуществимость. На мой взгляд, её разработка принесет пользу только лишь своим создателям. Как раз в размере выделенных бюджетных средств. Почему? Да потому что на самом деле необходимо обучение не навыкам сексуального поведения, а искусству межчеловеческих взаимоотношений, полное отсутствие которых демонстрирует сегодня вся массовая культура.
Да, ребёнок – раб инстинктов. Именно поэтому мы так умиляемся детской непосредственности в проявлении желаний. Да, потребность в еде, сне и сексе роднит нас с высшими обезьянами и другими представителями животного мира, Абрахам Маслоу относил физиологические потребности на самый нижний уровень пирамиды мотивации. И в стремлении насильно вытянуть детей и подростков на следующие её уровни – потребности в безопасности, выстраивании связей с другими людьми, взаимоуважении, взаимопомощи и творчестве – программы школьного сексуального воспитания прикрывали в разные годы самыми причудливыми наименованиями. Подрастающие поколения последней четверти века пытались вскармливать и стыдливой «Этикой и психологией семейной жизни», и просто «Гигиеной».
Но почему-то не уменьшилось ни количество подростковых беременностей и, соответственно, абортов, ни изнасилований. Всё было мимо. А почему?
Будучи загнанными в строго информативные рамки, которые подразумевает «программа образования», забывалось главное: чем более развит человек, тем виртуознее он может управлять своими животными инстинктами. Так проявляются взаимопомощь, верность, преданность, долг, дружба и любовь.
Интересно, что половые взаимоотношения находятся одновременно и на самой нижней ступени пирамиды, и на несколько ступеней выше. То есть додуматься, как совершать «простые движенья» животное может и без обучающего видео, просто доверившись своим инстинктам, а вот как построить долгие прочные отношения и главное, понять, почему это важно и нужно – это уже признак человека культурного.
Но ведь культура – это не только и не столько умение отличить с двух нот Моцарта от Шопена, и с двух предложений – Толстого от Чехова. Культура – это багаж поколений, который мы принимаем благодаря воспитанию и образованию, она помогает нам справляться с инстинктами, заложенными природой, выбирать между сиюминутными желаниями и важными целями. В этом плане можно было бы назвать «культурность» и «духовность» родственными словами.
Воспитание культурного человека как раз и помогает научить ребенка пользоваться своими возможностями и дать ему силы для совершенствования, счастья, а не для саморазрушения. Можно ли научить этому в школе? С учётом того, что пара поколений, на которых ставились подобные эксперименты, в нашей стране уже выросло и с упоением смотрит по вечерам «Дом 2», весьма сомнительно.
Конечно, в такой ситуации желание новых поколений законодателей и педагогов научить детей правильно использовать свою сексуальность логично и продиктовано «лучшими побуждениями». Но нам придется смириться, мы не сможем оградить детей от влияния общества и массовой культуры, поэтому единственное, что мы, родители, должны сделать – это научить их самостоятельно отличать настоящее от резинового.
Разговоры, в том числе «по душам», нотации, а также любые школьные мероприятия, в которых участвуют пубертатные группы – ничто по сравнению с личным примером. И именно поэтому они не имеют никакой практической ценности и права на существование.
Воспитание нельзя выделить из воспитания вообще. Кто такой «воспитанный человек»? Тот, который умеет пользоваться ножом и вилкой, говорить «спасибо» и «пожалуйста», не «тыкать» взрослым, уважать пожилых и уступать им место в общественном транспорте? И это все? Уверяю вас, с этим большинство детей справляется уже на переходе от детского сада к школе. А вот как воспитать из них зрелых людей, здравых мужчин и женщин?
Да и какие они, «зрелые мужчины»? Д’Артаньяны, брутальные самцы или Данилы Багровы? Как должны вести себя «настоящие женщины»? Как Бриджит Джонс, Лара Крофт или диснеевская принцесса? Слишком много вариантов и все они какие-то пластиковые.
Никто не застрахован от боли, кризисов, переживаний. Именно в них совершенствуется и закаляется личность, и именно они дают нам силы взрослеть. Не то, что школа – родители не могут прожить за ребенка его жизнь! Но сделать так, чтобы его ошибки не были роковыми, нужно хотя бы попробовать.
Как? Только собственным примером. Примером своей семьи, своих поступков, взаимоотношений с родственниками.
Хорошо, если вы сохранили с ребенком близкие отношения и можете обсудить моменты взросления, дать понятные ответы на вопросы. Ведь часто нужны простые советы. Как пригласить девочку в кино? Как показать, что мальчик тебе нравится? Как понять, что ты ему нравишься? Как не чувствовать себя неудачником, если тебя отвергли? Как понять, что ты влюбился?
Невозможно дать шаблонные советы «поступай так-то и так-то и будет тебе счастье». Невозможно завернуть в формате школьной программы что-либо, выходящее за рамки анатомии и физиологии. Невозможно диктовать, как, когда и с кем заниматься сексом, если мы не хотим вырастить поколение узколобых «сексуальных обезьян».
Но я знаю три принципа, которые ещё никогда никого не подводили во все времена и на любых континентах.
Учить детей взаимодействию друг с другом, построению крепких добрых связей. В качестве базы подходят спорт, творчество и наука. Жизнь ребенка не должна ограничиваться школой и репетитором английского. Как можно меньше времени в интернете и как можно больше реальной жизни. Показывайте ребенку взрослую жизнь не через розовые очки фильмов, не через корявую призму чьего-то больного представления, а через необходимость вкладывать усилия, чтобы получить результат, умение заботиться о слабых, общаться и быть людьми.
Доносить до подрастающих детей, что поиск «правильного партнера» может затянуться, но единственное правило, которого стоит придерживаться: не вступать в сексуальные связи с тем, с кем даже теоретически не хочется иметь общего ребенка.
Иметь большую семью, где много детей и уважается роль матери. В семье, где есть дети разных возрастов, очень легко выстроить правильные модели поведения, на практике показать различие в поведении мужчины и женщины. И главное – уважение отца к матери, а матери – к отцу. Это залог правильных стандартов гендерного поведения. И это – ваша надежда стать бабушками и дедушками, несмотря на так или иначе, но транслируемые через все информационные каналы «модные тренды».
Александр Хаминский
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Секс
- →
- Путь из ниоткуда в никуда
Секс
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат