Пяти минут в день достаточно, чтобы ваши отношения с ребенком невероятно изменились. Чтобы он увидел в вас не только родителя, а личность, которая способна думать, интересоваться и переживать. О том, как взрослым свидетельствовать о себе, рассказывает психолог Катерина Мурашова.
«А что сегодня ели?», «А физику исправил?»
В средней школе надо разговаривать с ребенком — о погоде, природе, видах на урожай. Тогда он будет видеть рядом с собой личность родителя. Не обслуживающий персонал, а личность. Понимаете, дети калибруются в том числе и об родителей. И если родитель предстает только как податель благ и выдаватель кар, то это странно.
Если ребенку 12–13 лет, то у него мощно формируется его собственная личность. И в этот момент родитель должен свидетельствовать собой. «Вот что меня волнует, вот о чем я тревожусь, вот что приводит меня в ярость. Вот об этой вещи я думаю уже две недели», — это важно для ребенка.
Важность этого переоценить невозможно. Когда ко мне приходят дети и родители, и там какие-то дисфункциональные вещи, я часто спрашиваю: «А когда вы в последний раз выходили на ребенка с собой? Со свидетельством о собственной личности?»
Чаще всего родители говорят: «М-м-м… А пример можете привести?» Я привожу пример, который до них доходит, и спрашиваю: «Когда?» — «Ну, бывает». – «Последний раз когда?»
И тут очень часто ребенок, который услышал это, говорит: «Никогда!»
Очень злобно, потому что современные дети умны. Они рефлексивны. Ребенок понял, что ему не дали вкусного кусочка! Есть вкусные глазированные сырки, а я их никогда не ел.
Это неправда, разумеется, родитель свидетельствует, но редко по сравнению с фразами: «А что сегодня ели?», «А физику исправил?», «А как у тебя сегодня дела?», «Ну давай уже есть! Нет, сначала обедать, а потом уже сладкое», «Тапки надень, пол у нас холодный». По сравнению с этим свидетельство личности родителя исчезающее, а детям нужно именно это, потому что у них именно в такой момент формируется собственная личность, а об кого-то надо калиброваться. Интересно, что у детей, воспитанных животными, личность человеческая не формируется.
Китай, Луна и одиночество
История, которая является примером свидетельства:
«Я с детства интересуюсь космическими программами человечества, так сложилось, и я слежу приблизительно, что происходит с космическими всякими вещами, мне это интересно. Сколько-то лет назад китайцы запустили зонд на обратную сторону Луны. Он сел благополучно, и там была научная программа, в ней, помимо всего прочего, было выращивание риса. Ну, это китайцы, они везде рис выращивают. Это была вот такая кассетка, и в каждом отсеке было по одному рисовому зернышку.
Эксперимент транслировался на Землю. Из всех ростков пророс один. Всего один, остальные не проросли. Он жил два дня и умер, этот росток. И эти два дня, представьте себе, это единственное живое существо на Луне, наверное, первое, что родилось там. Представляете, как он был далеко от всего остального риса, и более того, он был на той стороне Луны, он не видел Земли. Один, он жил два дня и умер. Когда я думаю о таком уровне космического одиночества, я всегда плачу».
О чем я рассказывала? О рисе? О Китае? О Луне? О себе? Вот это свидетельство.
Важно в этот момент развернуться на каблуках и уйти. Потому что некоторые родители все-таки способны на такое, но не останавливаются, говорят: «Тебе росток жалко? Хочешь ли ты побольше узнать о космических программах Китая? Может быть, ты тоже, как я, заинтересуешься?» Заткнуться! В этот момент развернуться и уйти, оставив ребенка с космическим одиночеством китайского ростка риса. И с тем, что его мать способна об этом думать, способна этим интересоваться, способна переживать.
Что это такое? Это свидетельство о том, что рядом с тобой личность. И одновременно калибровка.
Диалог будет тогда, когда ребенок по методу имитации выйдет на вас: «А вот знаешь, мать, вот что…» — и это будет обратное свидетельство, вы увидите, что рядом с вами личность ребенка.
Когда он говорит: «Да, мамочка, конечно, я буду поступать в эту гимназию, конечно, я выучу еще пятый иностранный язык», — вы разговариваете сама с собой, это не он, потому что у него нет жизненного опыта, который это требует.
Когда вы свидетельствовали, свидетельствовали, свидетельствовали, а потом ребенок приходит к вам и говорит: «Мама, я сегодня видел бродячую кошку, она смотрела на меня из подвала, я даже и кошек-то не люблю, но у меня было ощущение, что оттуда на меня смотрит моя душа. Давай ее покормим», — вы встретились с ним, с его жизнью. Почему? Потому что вы свидетельствовали о своей, и в нем это пробуждало вопросы: «А я-то кто? Мою мать вот это умиляет, вот это бесит, вот это тревожит, вот об этом она думает. Так, окей. Что меня бесит, тревожит, о чем думаю я? Есть вообще что-то, о чем я думаю? Да! Я думал об айдоле корейском, уйдет он из этого ансамбля или нет? Да, меня тревожит его жизнь. Почему тревожит?» — это уже человек, он сам.
То есть рядом с тобой человек. Не тот, кто тебя только ругает и хвалит, не тот, кто обеспечивает тебе все материальное. Рядом с тобой личность, с ней что-то происходит.
Каждый день по пять минут
Я родителям прямо говорю: «Пять минут в день вам упражнение, свидетельство. Пять минут в день с каждым из детей. Если у вас три ребенка, значит, у вас в день уйдет пятнадцать минут».
Не обязательно ровно пять, согласитесь, история про рис заняла две минуты. Тогда на трех детей у вас шесть минут уйдет. Но каждый день нужно делать такое упражнение.
Те, кто выполняют, многие не тянут, реально не тянут. Многие срываются в дидактику. «Хочешь узнать больше про космическую программу Китая? Теперь такие фильмы делают прекрасные, в мое время таких фильмов не было, когда я заучивала наизусть списки космонавтов, а теперь слушай, про рождение Вселенной, я такое увидела!» — и опять тащат в свою креатуру. Не нужно!
Или: «Машенька, а тебе жалко росток? Тебе его жалко?» Машеньке плохо внутри материной головы, Машенька говорит: «Нет! Пусть они там все сдохнут!» У матери мысль: «У Машеньки плохо развиты софт скилсы», «надо какой-нибудь курс по развитию эмпатии». Некоторые сползают в это. И тогда толку никакого, даже если вы пять минут в день это делаете.
Но те немногие, кто способен развернуться на каблуках, заткнуться, развернуться и уйти, говорят, что отношения с детьми меняются. То есть ребенок вытаращивает глаза буквально через две недели и понимает, что ему предлагают совсем другое. Что этого не было.
Это может быть свидетельство ума, интеллекта: «Я долго-долго думала, и у меня возникло такое ощущение, что в Средневековье люди владели теми психотехниками, которые мы сейчас переоткрываем в психологии. Потому что многие исторические факты иначе просто не объясняются. И это меня поразило, и как-то многое перевернуло в моем понимании всего». Дальше я разворачиваюсь на каблуках и ухожу. Это свидетельство того, как я думаю. Ребенок может побежать за мной и спрашивать: «Мать, мать, подожди, стоп! А какие психотехники, о чем ты вообще говоришь, мать? Что это?» Но это не я за ним бегу. Я отвечаю: «Сейчас я не готова, но могу поговорить, если тебе будет интересно, потом».
Я могу свидетельствовать о своей эмоциональной жизни, о своей социальной жизни.
«Я сегодня сделала это и это, и осталась в сомнениях, потому что что-то меня зацепило — правильно я сделала или нет? Но сделала». Я свидетельствую о себе как о социальной единице. О чем угодно. Главное — чтобы было свидетельство и не было дидактики.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Отношения
- →
- Как взрослым свидетельствовать о себе
Отношения
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат