Проекция

Сегодня объясняла Майе, что такое проекция. Не используя это слово.

– Представь себе, что мама с дочкой пришли в кафе.

Маме нужно отойти, она уходит. И просит дочку подождать. Дочка ждет, но ей кажется, что прошло уже много времени, и начинает беспокоиться.

Что она думает? Что чувствует? А почему мама долго не приходит? Что думает и чувствует мама?

Майя изложила свою версию – подробно, со всеми чувствами, предположениями. Я слушала. К слову, в ее рассказе не было фантазии покидания, и это меня ошеломило.

Покидание – вот что, в первую очередь, приходит в голову почти всем, кого я знаю...

Майя не предполагает, что ее покинут! Поэтому не было в ее рассказе ни тревоги, ни вины. Было что-то про забывчивость мамы, и что-то про злость ребенка. И все. Все! (Аллилуя, мой ребенок не напуган покиданием, я счастлива. Но сейчас не об этом).

– Как ты думаешь, о ком ты все это рассказала?

Майя с изумлением смотрит на меня. Пока еще не улавливает.

– Хочешь, я расскажу тебе, что подумала бы я?

Она выслушивает мою фантазию, и до нее "доходит".

– Ты рассказывала о себе?

– Да. Как и ты – о себе. Когда мы фантазируем о том, что происходит с другим человеком, мы представляем себя на его месте. Мы почти всегда, интерпретируя действия другого человека, говорим о себе.

А как мы можем узнать, что же происходило с ним на самом деле?

– Мы можем... спросить?

***

Все, что не проговорено между людьми, а именно: обиды, страхи, вина и другие чувства, все нужды, которые не признали, все ожидания – все, все, что не озвучено, остается в Тени. А вместо них рождается Фантазия.

Фантазия о том, что Другой хочет, что ему надо, как именно он переживает, и переживает ли вообще. Эта фантазия – и есть проекция, содержание того, что внутри.То, что внутри, приписывается Другому.

Чем меньше люди разговаривают о внутреннем, о том, что происходит между ними, тем больше они фантазируют друг о друге. Иногда проекция занимает все пространство отношений. Вплоть до того, что Другому там просто не остается места.

Мы можем проецировать себя и свои нужды, родителя, и интерпретацию его поступков, и бог весть еще что.

Для того, чтобы быть в отношениях с реальными людьми, нужно с ними разговаривать, спрашивать, слышать, учитывать сказанное как нечто значимое, встраивать услышанное в канву отношений.

***

– Он мне пишет так мало. Так мало, что мне не хватает. Я жду его посланий, жду его внимания, но он как будто забывает обо мне. Иногда я начинаю думать, что не нужна ему вовсе.

– А ты говорила с ним, что тебе нужно больше быть с ним на связи? Спросила его – что его занимает, пока вы не видитесь? Ты допускаешь, что у него может быть своя жизнь?

– Нет. Я боюсь говорить с ним. Я боюсь, что он испугается того, что я нему так привязана.

***

– Вероника, я попробовала (сказать о том, что мне не нравится), и на мое удивление… меня услышали! Мой мужчина включился в диалог, мы объяснились… Боже мой, все мои фантазии были вообще не о нем!

И с подругой мы наконец-то проговорили сложные моменты. Было очень непросто, но мы не разругались! Это магия какая-то. Почему я раньше подавляла себя, боялась высказаться? Мне казалось, что если я начну говорить, проявляться, меня покинут.

– Моя мама была уверена в том, что она – прекрасная мать.

Я долго не могла понять, в чем дело. Детство было самой ужасной порой в моей жизни. Меня, моих нужд и желаний как будто не существовало. Но о ком же она заботилась (и, надо сказать, много заботилась)?

Мама много давала… но не мне. Занималась чем-то, что было интересно ей, но не мной. Однако ей казалось, что она столько всего мне отдает! Но почему-то я не могла говорить о том, что мне нужно, это пресекалось жесточайшим образом. Почему-то мне приходилось скрываться, врать, жить двойной жизнью.

Бессмысленность, депрессия и желание покончить с этой жизнью – вот что я вынесла из наших отношений. Почему? Почему не благодарность и ценность ее вклада?

Видимо, потому что мама заботилась о своей фантазии обо мне, в то время как меня – отдельной и живой – для нее никогда не было.

***

Если кто-то не хочет замечать, разговаривать и слышать Другого, все пространство отношений займет мертвая картинка, проекция, и ничего живого от настоящих людей, не останется.

Вероника Хлебова