Узнав лично, что такое скорбь за последние несколько лет, я понял, что когда наступает время, когда нам нужно утешить скорбящего человека, люди просто не знают, что сказать или сделать.
Мы будто запинаемся и пытаемся преодолеть неловкость, и это все потому, что большинство из нас в жизни пытаются просто спрятать свое горе или отрицают его. Так что когда мы встречаемся с горем лицом к лицу — на похоронах, в лице своего друга, который потерял ребенка, в объявлении о неизлечимой болезни — у нас просто нет навыков, чтобы действовать с мудростью.
И этот недостаток навыков заставляет нас говорить все, что кажется нам разумным, но часто является лишь попыткой скрыть наш собственный дискомфорт. Так что в этой статье я покажу вещи, которые не стоит говорить скорбящим людям. Я буду прямым и даже немного циничным по отношению к некоторым вещам. Но я действительно хочу, чтоб моя точка зрения была понятна.
Я знаю, что ты чувствуешь
Нет, на самом деле, Вы не знаете, что я чувствую. И даже если Вы тоже потеряли своего отца, Вы ведь не теряли моего отца. Даже если Вы потеряли своего племянника, Вы не теряли моего племянника. Суть в том, что Вы, возможно, были в точно такой же ситуации, но отношение — вот что заставляет даже одинаковые ситуации сильно отличаться. Моя любовь к моему отцу возможно такая же, как и любовь каждого сына к его отцу, но особенности наших отношений — и хорошие, и плохие — делают мою любовь к нему уникальной, и делают вашу любовь к вашему отцу уникальной. Да, возможно Вам знакома боль утраты отца. И возможно, эта боль частично похожа на мою. Но наша боль уникальна по отношению к людям и воспоминаниям, которые мы потеряли. Так что нет, Вы не знаете, что я чувствую.
На это была Божья воля / На все есть свои причины / У Бога все под контролем
Однажды я слышал высказывание, что не стоит говорить о Боге ничего, чего вы не могли бы сказать стоя перед воротами Освенцима. Я скажу больше — никогда не говорите о Боге ничего, чего вы не сказали бы родителям, потерявшим ребенка.
Сказать родителям, которые только потеряли ребенка, что «на все есть своя причина» или что «такова была Божья воля» означает, что Бог сделал это с ними. Сказать евреям в концлагере что «у Бога все под контролем» подразумевает, что это Бог сделал с ними такое.
Если вы только не верите в то, что это Бог убивает детей или поддерживает нацистов, то Вам лучше избегать всех этих фраз.
Может ли Бог принести добро на место зла? Да. Конечно! Но это совсем не означает, что Бог управляет злом и позволяет ему происходить. Это совсем не означает, что у Бога есть причина, по которой он отнимает детей у родителей.
Как ты?
Сложно объяснить почему этого лучше не говорить, ведь такой вопрос показывает наше сочувствие. Кажется, что вместо долгих слов лучше просто задать вопрос.
Однако суть этого вопроса делает его запрещенным. Вопрос предполагает, что человек уже достаточно разобрался в своих чувствах, чтобы объяснить их. Этот вопрос также предполагает, что человек не просто разобрался со своими чувствами, но и что он хочет обсуждать их с Вами.
Кроме того, горе так многогранно, что если Вы спросите меня, как я, я искренне не буду знать как ответить на вопрос. Как я себя чувствую в данный момент? Ведь горе волнообразно, и это означает, что в конкретный момент, когда Вы зададите мне вопрос, ответ может быть не таким, каким был бы часом позже.
К тому же вопрос не конкретный, так что я не буду знать, как отвечать на него. И из-за того что у меня такие смешанные чувства, и горе, которое накатывает волнами, и потому что я знаю что не смогу объяснить сложность всего этого, я скорее всего выберу легкий ответ (легкий для нас обоих): я в порядке, все нормально, все хорошо. Ведь Вы задали простой вопрос, чтоб разобраться в сложной проблеме. Так что я предпочту легкий ответ. И настоящего ответа на этот вопрос никогда не будет.
Он в лучшем месте
Во-первых, Вы этого не знаете. Вечность каждого отдельного человека не в моей и не в Вашей компетенции. Этой фразой часто бросаются, допуская, будто каждый человек попадает в лучшее место просто так. Мы знаем слишком мало о жизни после смерти и о положении человека после смерти, чтоб гарантировать нашу уверенность в том, что каждый просто попадает в лучшее место.
Тем не менее, даже если мы достаточно уверенны, что кто-то уже в вечной жизни, фактом остается, что Бог сотворил нас, чтобы мы жили на земле. Сделаны из праха земного, люди — привязанные к земле и любящие землю создания. Наше лучшее место, место для которого мы были созданы — здесь.
Что мы подразумеваем под «лучшим местом»? Что люди находятся в присутствии Божьем и больше не страдают. Хорошо, с этим я согласен. Но мне трудно поверить, учитывая, как мы были созданы, что небеса лучше земли или что люди находятся ближе к Богу, потому что они «на небесах». Нет, по Библии небеса и земля соединены, и Бог находится и здесь, в этом месте.
У вас еще будет другой ребенок / В конце концов, у вас есть другие дети
Во-первых, Вы не знаете сможет ли мать/отец, который только потерял ребенка, иметь других детей. Вы не можете этого знать. И это само по себе уже не позволяет вам так говорить. Но если углубляться дальше — бестактно говорить так, пытаясь успокоить боль родителей, как бы отвлекая их альтернативой. Разве способность иметь детей автоматически облегчит боль утраты или сделает ее менее заметной? Нет. Не сделает. И не должно. Так что давайте перестанем говорить это.
Бог просто хотел еще одного ангела
Не только потому, что в этом утверждении присутствует теологическая ошибка (люди после смерти не превращаются в ангелов, они остаются людьми), но еще хуже, что из этого следует, что Бог участвовал в том, что у родителей был отнят ребенок. Что Бог эгоистично захотел забрать этого ребенка себе, так что Он похитил его у родителей, которым сам же его не так давно дал.
Так что на самом деле такое утверждение говорит о характере Бога? Какой Бог дает родителям дитя, а ему родителей, чтоб разлучить их через недолгое время, просто потому, что Он захотел быть с ребенком?
И могу я отметить третью теологическую проблему? Утверждение подразумевает строгое разделение между небесами и землей — такое разграничение противоречит библейским текстам. Ведь по Библии, Бог уже присутствует посреди нас на земле так же, как и на небесах. В частности, Дух Божий постоянно пребывает в людях. Это означает, что Бог не нуждается в еще одном ангеле, или человеке из-за одиночества или чего-то другого. Бог присутствует с нами.
Дети были созданы для жизни на земле. Не для того, чтобы быть ангелами. Не для небес. Они были созданы, чтобы отражать образ Божий. И они вообще не должны были умирать. И называть такую глупую причину — Богу нужен был еще один ангел — значит совершенно не знать и не понимать характер Бога.
Значит, пришло его время
Я не совсем уверен в том, что это значит, особенно в отношении смерти из-за несчастного случая или из-за болезни. Если человек умирает спокойной, тихой смертью, в преклонном возрасте, тогда, возможно, я мог бы понять такое высказывание. Но тихая, спокойная смерть в преклонном возрасте это не то, что мы воспринимаем как «трагедию». В случае настоящей трагедии часть боли связанна именно с тем, что для человека еще не была пора умирать. Он ушел слишком рано. Против своей воли, из-за болезни или несчастного случая. Говорить скорбящим людям, что для их близких это было «время уйти» — значит не только пренебрегать их горем, но это также абсолютно неверно.
Ты должен быть сильным ради Х…
Это уж слишком, для скорбящего человека. Ведь это возлагает на него бремя «оживиться» и делать вид, что все в порядке, тогда, когда на самом деле все совсем не в порядке.
Будто человек и так не чувствует достаточно боли и давления, мы ему еще и говорим, что его близким будет еще хуже, если он не «возьмет себя в руки», и не будет делать вид, будто все нормально.
Давайте скажем прямо. То, что мы просим человека делать — на само деле ложь. Мы просим его делать вид, что он в мире маргариток и солнечного света, когда вокруг него надгробные камни и тьма. И мы просим человека лгать для блага его близких, но кто мы такие, чтоб утверждать, что мы знаем хоть что-нибудь о том, что нужно его близким? Может его близким нужно видеть его скорбь и уязвимость. Может кто-то, кто пытается делать вид, что все нормально, когда это точно не так — это последнее, что нужно его близким.
Бог никогда не дает нам больше, чем мы можем вынести
Откуда вы знаете, что Бог никогда не дает нам больше, чем мы можем выдержать?
Серьезно. Откуда Вы знаете это?
Вы где-то прочитали это в Писании? Или Вы видели это на наклейке на бампере? Или Бог спустился и сказал это Вам?
Потому что из всего, что я знаю о Боге, две вещи абсолютно понятны:
Бог не «дает» людям трагедии. Бог не является причиной зла. Бог, который творит зло (для испытания или потому, что «Ему нужен еще один ангел») — это злой Бог. Я понимаю, что есть много философских нюансов, которые можно было бы тут обсуждать, но суть в том, что я всегда буду настаивать, что Бог не бывает причиной или источником зла.
Второе, в чем я уверен, когда речь идет о Боге, это то, что Бог всегда позволяет людям найти Себя в ситуациях, которые тяжелее, чем они могут вынести. Так мы учимся доверять Богу и понимать Его любовь и заботу — все это основано на идее, что когда мы теряем контроль и не справляемся, Бог остается верным и продолжает работать, меняя тьму и смерть на то, что мы может и не сможем контролировать, но, что может быть искуплено, изменено.
Так что по всем пунктам это утверждение проигрывает, и его тоже стоит избегать.
Есть ли что-то, что я могу для тебя сделать?
Этот вопрос обычно звучит из хороших побуждений. В отличии от предыдущих соболезнований и клише, этот вопрос, наконец, обращен к нуждам человека, у которого горе, а не к дискомфорту того, кто озвучивает банальные соболезнования.
Однако, я советую избегать этого вопроса, потому что он не достаточно конкретный. Если Вы спросите меня, есть ли что-то, что Вы можете для меня сделать, выбор слишком велик. Я могу быть слишком загружен всем тем, в чем нуждаюсь, чтоб выбрать что-то одно, так что я просто отвечу «Нет, все нормально».
Подумайте об этом так: Когда Вы приходите в церковь в воскресенье, Вам дают брошюру. И в ней наверняка столько анонсов и событий, что Вы не остановитесь ни на одном из них. Именно из-за того, что их там слишком много, Вы не прочитаете ни одного… ну разве что только если проповедь будет настолько плохой.
Тоже самое происходит в ресторане. Когда в меню слишком много позиций, это сбивает меня с толку и вместо того, чтоб выбрать что-то уникальное, специфическое для этого ресторана, я часто просто возвращаюсь к кусочкам курицы. Все потому, что выбор слишком велик.
Когда у человека горе, есть слишком много вещей, в которых он может нуждаться, даже таких, о которых он и сам еще не знает…Когда у человека горе, есть слишком много вещей, в которых он может нуждаться, даже таких, о которых он и сам еще не знает. Вместо такого вопроса, просто постарайтесь узнать через его близких, через церковь, в чем человек действительно нуждается, а потом спросите «Могу я сделать для тебя X…? Или кто-то уже занимается этим?» И если есть что-то, что можете сделать конкретно Вы, вам могут ответить «Нет, кто-то другой уже делает это, но мог бы ты сделать Y…?
В конце концов, большинства глупых вещей, которые мы говорим скорбящим людям, можно было бы избежать, просто держа рот закрытым. Тишина лучше глупостей, я думаю. Некоторые из этих вещей мы говорим из лучших побуждений, но они не могут по-настоящему передать нашего сочувствия и переживания. В других ситуациях мы на самом деле заботимся не о человеке, мы озабочены собственным дискомфортом. Так что, если в этой статье я зацепил что-то, что вы обычно собираетесь сказать человеку, у которого горе, всегда помните, что ему не нужно, чтобы Вы что-то объясняли. Объятия помогут намного лучше. Если Иисус говорил правду и Господь благословляет плачущих, то последнее, что нам нужно — это быть проклятием для них, говоря вещи, которые приносят больше вреда, чем пользы.
10 вещей, которые стоит говорить скорбящему человеку
Моя статья «10 вещей, которые не стоит говорить скорбящему человеку» — вызвала много обсуждений, как соглашающихся со мной так и оспаривающих мои десять пунктов. Большинство людей были благодарны за список, так как он помог им узнать каких клише точно стоит избегать на похоронах или в присутствии друга, переживающего горе.
Определенное количество неравнодушных людей, однако, отметили что публикация написана в негативном ключе, то есть там сказано, что нам не стоит говорить, но не сказано, что можно говорить.
И пока я оценивал критику, я подумал, что это точно показывает, зачем нужна была первая статья. Но позвольте мне начать с короткой предыстории.
Боль не уходит
Мой отец погиб в аварии на мотоцикле шесть лет назад. Ему было всего 50, и у него остались четверо взрослых детей. Ясно, что новость об аварии просто уничтожила нас, оставила нас всех растерянными и нетвердо стоящими на ногах. Это была первая смерть близкого, с которой нам пришлось иметь дело. В 28 лет, ты планируешь провести еще два-три десятилетия со своим отцом. Вряд ли в зрелом возрасте я на самом деле понимал, насколько я еще чувствую себя ребенком, пока отец не ушел.
Ни «Прощай.»
Ни «Я люблю тебя.»
Просто ушел.
Как и ожидалось, на его похоронах был бесконечный поток людей с хорошими намерениями, которые пытались сказать что-то утешающее. Я осознал там и тогда, что ненавижу эту очередь посетителей на похоронах. Эти люди чувствуют, что они просто должны что-то сказать Вам, но все это очень неловко и искусственно.
И я задался вопросом, и не в последний раз, неужели люди действительно думают, что есть какой-то волшебный набор слов, который может решить мою проблему? Неужели люди действительно думают, что они смогут собрать правильную комбинацию слогов, которая хоть как-то сделает смерть моего отца менее трагичной?
Конечно, они не смогут.
Но, казалось, многие люди старались сделать это изо всех сил. Будто бы, если сказать правильные слова — мой отец поднимется из могилы, как Лазарь.
Посреди всех этих мини-консультационных сессий, был, однако, один человек, который подошел и сказал мне что-то, чего я никогда не забуду. Если Вам придется что-либо говорить скорбящему человеку, стоит поучиться у него.
Без тени дискомфорта или неловкости, скорее всего, потому что он не пытался решить мою проблему, пожилой джентльмен по имени Чарли подошел ко мне. Несколько лет назад он потерял жену из-за рака, все еще переживал ее смерть и пытался как-то справиться с этим, проживая день за днем без нее.
Со всей мудростью, которая приходит с таким горем, Чарли обнял меня, потом посмотрел мне в глаза и сказал: «Боль не уходит. Ты просто учишься с нею жить».
Это было самым честным, откровенным и красивым из всего, что кто-либо говорил мне в тот день. Я устал от стандартных, шаблонных фраз.
Я устал от людей, пытающихся «вытянуть меня из печали» своими клише. Этот мужчина говорил чистейшую правду, как бы плохо это ни звучало. И так будет всегда. Единственная надежда — это научиться жить с этим. Или, словами Эндрю Питерсена, может остаться ноющая боль, но не разрушающая.
В этом суть…
Этот мужчина мог говорить со мной так прямо, потому что он знал это не понаслышке. Ему не нужно было маскировать собственную незащищенность дешевыми словами. Нет, он знал кое-что о боли, знал о бесполезности ответов в такой момент, и он знал, что нужно сказать, а чего лучше не говорить.
И, возможно, в этом проблема с большей частью нашего поведения на похоронах. У многих американцев так — мы проводим так много времени, избегая страданий, что мы не знаем как себя вести, когда сталкиваемся с ними лицом к лицу. Не знаем, что сказать. Или, что более точно, мы не знаем, что большинству из нас просто не стоит говорить ничего.
Когда я написал первую статью, нашлось бесконечное количество доброжелательных людей, которые говорили:«Почему Вы не написали 10 пунктов о том, что стоит говорить скорбящему человеку?»
Но этот вопрос, какими бы благими намерениями он не был продиктован, совершенно не цепляет сути. Мы вообще не должны что-то говорить. На самом деле, большинству из нас не стоит говорить ничего.
Молчание, святое и исцеляющее
С каких пор молчание перед лицом трагедии это плохой вариант? С каких пор мы должны заполнять словами каждый момент жизни?
Это очень свойственно американской культуре, мы чувствуем себя так, будто все время должны говорить. В нашей культуре о молчании известно столько же, сколько и о скорби, то есть — ничего.
Мы не можем оставаться наедине со своими мыслями даже в лучшие дни, не говоря уже о худших. Мы ощущаем эту привычную необходимость говорить, рассказывать, выкрикивать, шептать или болтать, и все потому, что мы понятия не имеем как сохранять тишину. Мы не знаем, что тишина, на самом деле, может быть святой. И она почти никогда не бывает неуместной.
В этом отношении кое-чему можно поучиться у друзей Иова. После того как он потерял свою семью, друзья Иова пришли и в течении трех дней не говорили абсолютно ничего. Их молчание было звуком любви и почтения к горю Иова. Так было пока они не начали говорить — и делать ошибки. Они хотели разрешить его горе, найти какую-то причину для случившегося, объяснить это Божьей Волей. Но у Иова, в отличие от многих скорбящих, были необходимые аргументы, чтоб отвергнуть их глупые ответы и ложные предположения относительно того, что ему нужно, и относительно самого характера Бога, который они предполагали, что знают.
Ты просто выглядел так, будто тебе нужны были объятья
Позвольте мне иллюстрировать целесообразность и святость молчания еще одной короткой историей о смерти моего отца. Незадолго после его похорон в центральном Миссури, я должен был возвращаться в Лексингтон, Кентукки, чтобы восстановить свое обучение в семинарии. С сердцем, которое все еще билось вне привычного ритма, со скорбью, которая все еще покрывала мою душу грязной пленкой, я шел назад в кампус, опустив глаза, надеясь ни с кем не встретиться взглядом. Я устал от людей. Я устал от ответов.
Я действительно спланировал свою поездку в кампус в то время, когда, как я знал, занятия уже шли. Я планировал опоздать на занятие и тогда мне точно не придется ни с кем говорить. Так что, когда я шел по кампусу, двор был пуст.
Ну, он был пуст за исключением одной одинокой фигуры, Джереми Айя.
Джереми был на некотором расстоянии от меня и шел в другом направлении. Но когда он увидел меня, он окликнул мое имя и пошел прямо ко мне. Честно говоря, я осторожно относился к тому, что сейчас произойдет. Но когда он подошел прямо ко мне, он просто обнял меня и продержал в крепких объятиях несколько секунд. После чего сказал:«Мне просто показалось, что ты нуждался в объятиях». Потом развернулся и ушел.
Большинству людей, которые думают что им нужны какие-то быстрые, успешные клише, чтоб помочь людям справиться с горем, эта история может показаться анти-кульминационной.
Но те, кто знаком с горем, и знают что его так просто не одолеть, те поймут почему этот момент я никогда не хотел бы забыть. Не было сказано ничего глубокого. Не было сделано ничего проникновенного. Были просто объятия. То, в чем я нуждался. И отказ от попыток улучшить положение.
Джереми сделал все правильно. Я думаю, можно многому поучиться у его простоты.
В конце концов, я не могу назвать людям какие-то конкретные вещи, которые стоит говорить их скорбящим друзьям. Почему? Потому что вещи, которые вы говорите и делаете всегда зависят от ваших отношений 1) с человеком, который скорбит, и 2) ваших отношений с горем, самим по себе (переживали ли вы когда-нибудь глубокое горе?). Уместность ваших слов и действий определяется в свете того, как хорошо вы знаете того, кто скорбит, и как хорошо вам известно, что именно причиняет человеку боль.
Это не отговорка. Было бы хорошо, если бы существовали 10 вещей, которые стоит говорить скорбящему человеку. Но это просто невозможно.
Но, молчание не бывает плохим вариантом. Молчание исцеляюще. Молчание свято. Так что нам стоит говорить?
Для тех из вас, кто будет разочарован если не получит более практического совета, вот несколько общих мыслей о том, что может случиться, когда вы столкнетесь с горем лицом к лицу.
Первое, не забывайте, что нет волшебных слов, сказав которые вы сможете заставить скорбящего человека чувствовать себя лучше. Ничего. Вы можете найти наилучшие слова в мире, но это все равно не унимает боли.
Второе, вместо того, чтоб сосредотачиваться на том, что Вы должны сказать, лучше сосредоточьтесь на том, чтобы выслушать его (если он хочет поговорить). Не торопите людей говорить, но если они хотят, не навязывайте своих ответов. Лучше используйте активное слушание. Просто продолжайте задавать вопросы, направленные на их чувства, а не ваши, на их историю, а не вашу.
Выслушав их историю можете сказать: «Так когда случилось X, Вы чувствовали Y?» Это позволит им рассказать о своих чувствах так много или так мало, как они захотят.
Когда я консультирую людей, на это часто уходит большая часть времени: «когда случилось X, Вы чувствовали Y?». Это часто побуждает больше говорить их, позволяет им исследовать свои чувства, и позволяет исправить Вас, если Y это не то, что они на самом деле чувствовали.
Это хорошо работает именно потому, что позволяет людям говорить 99% времени, пока Вы просто слушаете и задаете вопросы… конкретные, специфические, эмоциональные, а не общие вопросы.
Третье, если человек не хочет говорить — это нормально. Он не будет винить Вас за то, что это неудобно, ведь он знает, что Вам тоже неудобно, потому что вся его жизнь сейчас неудобна. Так что воспринимайте это неудобство нормально. Не пытайтесь бороться с этим. В конце концов, неудобство — это Ваше чувство, и Вам нужно остаться сосредоточенным на его чувствах.
Четвертое, задавайте реальные, практические вопросы. «Что ты хочешь чтоб я сделал для тебя на работе, пока ты не там?», «Есть какие-то поручения, которые я могу выполнить для тебя?», «Могу я сходить за покупками для тебя? Какие продукты ты предпочитаешь?» (Серьезно, если вы собираетесь вместе, чтоб составить для него меню и что-то готовить, ради Бога, исключите пасту! Скорбящие люди устали от пасты!) Предложите сделать для него какие-то конкретные вещи, и он сможет сосредоточиться на других вещах, если только ему не нужен психологический перерыв. В конце концов, выполнение каких-то дел по хозяйству может быть исцеляющим, потому что дает чувство равновесия, когда выполняешь что-то обыденное.
Пятое, как я сказал выше, если Вы не чувствуете себя достаточно мудрыми чтоб говорить с человеком или если Вы не достаточно близки с ним, просто будьте рядом. НЕ ИЗБЕГАЙТЕ ЕГО. Обнимите его, задайте несколько вопросов о том что конкретно Вы можете сделать для него, помолитесь вместе, если человек не против, и дайте ему знать, что Вы будете продолжать молиться за него. После уходите. Это нормально.
Шестое, присылайте ему СМС, имейлы, открытки и т.д., на протяжении следующих месяцев, на годовщину утраты, на день рождения человека, которого он потерял и т.д. Люди забывают кое-что — скорбящий человек вряд ли забудет день, когда произошла трагедия, даже если весь остальной мир забудет этот день. Если Вы хотите помочь человеку, не забывайте этот день, даже если придется записать его в свой календарь.
Седьмое, поймите, что многие люди будут глубоко противиться своей вере во время скорби. И это нормально. Бог с ними в их скорби. Бог страдает вместе с ними. Их сердца изранены и Бог работает с этим. Не обходите их горе или их вопросы дешевыми ответами на вечные вопросы. К тому же, даже если у Вас будет идеальный ответ от Бога, разве это как-то сделает их горе менее трагичным? Я так не думаю.
Вместо этого, когда возникают сложные вопросы о вере, обнимите человека и просто скажите: «Я не знаю что сейчас происходит. Но я знаю, что сердце Бога разрывается вместе с твоим». Ваш теологический ответ не будет глубже этого. Бог страдает вместе с ним. Богу известна скорбь. Ведь однажды Он потерял сына.
Во время скорби нет необходимости в ваших мудрых богословских рассуждениях. Это скорее время Вам быть воплощением Бога, Его обнимающими руками. Вам не нужно быть Его рупором.
Я надеюсь, это стало реальной помощью, которую многие из вас искали. Однако, как я и говорил, я считаю, что лучший вариант — это святая, благоговейная тишина.
Ваш черед
Есть ли у Вас какие-то советы из вашего личного опыта скорби? Есть ли у Вас истории о людях, которые хорошо справлялись с вашим горем?
Автор - Tom Fuerst