Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о вечной теме – взаимоотношении матери и ребенка, и конкретном ее проявлении – отношении матери и дочери.

Делать я это буду, опираясь на статью психоаналитика Карин Белл «Мать и дочь – трудное равновесие».

В центре отношений между матерью и дочерью стоит сложный процесс идентификации с матерью и отличения от нее.

В любой женщине, не зависимо от того, является она матерью или нет, «накоплены» разнообразные взаимодействия между матерью и дочерью (ведь мать есть у каждого).

«В некоем круговом движении, начиная с рождения, взаимодействие между матерью и дочерью разворачивается как возобновление и переоформление взаимоотношений, уже имевших место между двумя женщинами».

«Неявным образом мать сообщает дочери, какой она хочет ее видеть, чем дочь может и должна быть, и дочь, вырастая, сознательно и бессознательно соотносит себя с сознательными и бессознательными ожиданиями матери».

Процесс сближения и отдаления матери и дочери мог бы разворачиваться как танец, но чаще происходит жестокая борьба за сходство и несходство, от которых страдают обе стороны. А часто многие конфликты между матерью и дочерью передаются от поколения к поколению.

Частные примеры этой борьбы могу предложить изучить Вам здесь:

- привязанность к матери

- родители и взрослеющие дети

При рождении дочери велика вероятность, что возродится и оживет отношение женщины к собственной матери. И для женщин, которые чувствуют, что не приняты собственной матерью, или сами не могут принять свою мать, есть 2 возможности:

- пытатся справиться с неразрешенными конфликтами, воссоздавая их в отношениях с дочерью

- чувствовать себя захваченными этими былыми чувствами

Примерно с 1, 5 лет, когда девочка начинает называть себя девочкой, пред ней встают 2 задачи взросления:

- отождествить себя с женственностью матери

- развить автономию, а значит отдельную от матери идентичность

Дополнительно к этим задачам, мать девочки устанавливает для нее собственные ориентиры: требуя либо отсоединения вплоть до отторжения, либо общности, вплоть до поглощения.

Не забудем, что на материнские требования к ребенку влияет ее собственный опыт взаимоотношений с матерью.

Это можно посмотреть на конкретном примере.

Ребенок учится ходить. Одна мать говорит «Смелее!» (удачный опыт отсоединения от матери), а другая «Опасно, осторожно!» (страхи перед отсоединением и выходом во внешний мир).

Следующий важный момент в развитии и преобразовании отношений матери и дочери: возникновение эдиповой фазы (ее еще называют комплекс Эдипа или Электры) в возрасте 3-5 лет. Здесь может возникнуть женская ревность со стороны матери к отцу ребенка, очень часто неосознанная.

Обостряются же вновь конфликты в подростковом возрасте

- «…когда тело девочки начинает походить на тело матери, и поэтому требует похожих способностей». Особенно важное значение имеет появление у девочек менструации как «символическое достижение материнской способности к деторождению».

- усиливается стремление отделиться – и многие матери пытаются удержать и/или контролировать дочь

«До самого конца жизни женщины могут предъявлять претензии матери и перекладывать на нее ответственность за собственные недостатки. Терапия может помочь изменить это переложение ответственности, признать собственный вклад в эти проблемы и распутать многие осложнения между матерью и дочерью. Если по ходу терапии у женщины развивается понимание (в смысле эмпатии) судьбы собственной матери, то она приобретает некое уважение к непрерывности, преемственности женских переживаний. Желание и страх слиться с матерью, быть на нее похожей неразрывно связаны с желанием быть иной, чем мать. Если этот трудный баланс ощущается и интегрируется, то женщина может стать и станет одновременно и иной, и похожей».