Феномен популярности «ужастиков» вот уже много лет остается загадкой для исследователей. Почему простых обывателей так привлекают истории о кровожадных чудовищах, маньяках и выходцах из преисподней? Попробуем разобраться…

Фабрика страхов

Считается, что первым литературным произведением, написанным в жанре ужасов, стал роман Горация Уолпола «Замок Отранто», вышедший в свет в 1764 г. Но славу классического романа ужасов завоевал «Франкенштейн» Мэри Шелли (1818). Первый фильм-«ужастик» - «Голем» - был снят в 1915 г. немецким режиссером Паулем Вагнером. Но еще большей популярностью пользовалась другая картина немецкого производства – «Кабинет доктора Калигари» (1920). В 1922 г. в Германии вышел на экраны первый фильм о вампирах – «Носферату». А в 1931 г. в США сняли первые фильмы по романам Мэри Шелли о Франкенштейне и Брэма Стокера о Дракуле. С тех пор «ужастики» стали одним из основных направлений киноиндустрии.

Но отчего читатели и зрители готовы выкладывать деньги за то, чтобы их пугали? Ведь многие сцены «ужастиков», казалось бы, не способны вызвать ничего, кроме негативных эмоций?

Ранее психологи предлагали этому феномену два рациональных объяснения. Первое заключалось в том, что чтение или просмотр «ужастика» вызывают у читателя или зрителя вовсе не страх, а приятное возбуждение: ведь он прекрасно знает, что действие происходит не на самом деле и его лично никак не касается… Второе связано с эйфорией, которую мы испытываем в конце истории, когда все ужасы заканчиваются.

Однако если разобраться, то очевидно, что обе версии не выдерживают никакой критики: чтобы испытывать возбуждение или эйфорию, ужасы вовсе не нужны! Для этого есть и другие способы. Все гораздо сложнее.

По мнению киноведов, большинство кинокартин в жанре ужасов имеют корни в массовом сознании: в них отражаются реальные страхи людей – перед войной, голодом, эпидемиями, сектами, криминалом, космическими пришельцами, психическим безумием… Мы стремимся пережить ситуацию, вызывающую у нас страх, «понарошку», на киноэкране, примеряем ее на себя…

Под маской Дракулы

Специалисты из университетов Беркли и Флориды пришли к выводу, что любители ужасов по складу характера обычно значительно отличаются от тех, кто ужасов не любит. Чаще всего эти люди в силу каких-то причин вынуждены подавлять в себе естественную агрессию, не могут позволить себе расслабиться, «выпустить пар». Поставив себя на место монстра из «ужастика», они обретают иллюзию свободы от общественных норм и предрассудков, мысленно «убивают» своих врагов, которых не решаются тронуть в повседневной жизни. Другие сродни сексуальным мазохистам: им нравится пугаться! Причем наиболее страшные моменты действия доставляют им наибольшее удовольствие. Скорее всего, в обычной жизни им не хватает впечатлений, они ведут слишком размеренное существование, не богатое событиями.

Третьи в душе верят во все иррациональное, но их жизнь слишком упорядоченна, в ней нет места ни мистике, ни абсурду. «Ужастики» для них – отдушина, позволяющая хоть на короткое время выйти за пределы рационального мира.

Формула идеального «ужастика»

Обожатели «хоррора» (то есть жанра ужасов) организуют свои сообщества, обмениваются на интернет-форумах мнениями о прочитанных книгах или просмотренных фильмах. Главный критерий - насколько сильно книга или картина держат в напряжении.

Наибольшим успехов у фанатов «ужастиков» до сих пор пользуются такие фильмы, как «Психо», «Изгоняющий дьявола» и «Ведьма из Блэр». Это вызвало интерес у ученых, занимающихся, казалось бы, совершенно иной сферой деятельности – математикой. Группа американских математиков во главе с Анной Сиглер попытались вывести формулу… идеального фильма ужасов!

И им это удалось! В формуле (es+u+cs+t)2 + s + (tl+f)/2 + (a+dr+fs)/n + sin x-1 первая часть представляет собой сочетание характерной тревожной музыки (es), неизвестности (u), сцен преследования (cs) и чувства заманивания в ловушку (t). S – это шокирующие кадры. Однако в картине обязательно должен присутствовать необходимый элемент достоверности, поэтому следующая часть формулы уравновешивает реальную жизнь (tl) с вымыслом (f). Предпоследняя часть подразумевает соответствующее художественное оформление, разделенное на количество персонажей. Наконец, последняя часть – это количество крови, пролитой в фильме. Идеальное соотношение этих факторов присутствует в триллере 1980 г. по роману Стивена Кинга «Сияние» с Джеком Николсоном в главной роли. А оптимальное количество крови жертв было пролито в «Челюстях»: ее оказалось достаточно много, чтобы напугать зрителя, но не так много, чтобы вызвать отвращение к картине.

Повод к размышлениям

И все-таки - ужасы полезны или вредны? Однозначно на этот вопрос не ответишь. Все дети на каком-то этапе обожают «страшилки». Но с годами это уходит, у них появляются другие интересы. Это – абсолютная норма. Вспомним, что вся история эволюции в каком-то смысле представляет собой борьбу между добром и злом (скажем, человеком и хищными животными, человеком и природными стихиями, завоевателями и их жертвами). Авторы фольклора нередко придают доброму и злому началу иррациональные формы, наделяют их магическими свойствами. Читая сказки, дети постигают законы этого мира, учатся жить в нем, различать хорошее и плохое. В «ужастиках» все это представлено в утрированном виде, только и всего.

Если вы время от времени читаете страшные истории или смотрите фильмы ужасов, то ничего худого в этом нет. Но вот если вы отдаете предпочтение именно этому жанру, и никакому другому, задумайтесь: что вас в нем так привлекает? Какие неразрешенные проблемы у вас имеются? Может быть, вы отворачиваетесь от реальных трудностей, заменяя их виртуальными? Попробуйте ответить на эти вопросы (может быть, с помощью психолога). И не исключено, что ваша жизнь станет более гармоничной.

Автор: Лада Коваленко