Вы знаете, что случается с людьми, когда они умирают?

Я вам скажу: их кладут в гроб, гроб зарывают в землю, там они лежат, и им снится сон, что они прожили еще одну полную жизнь и опять умерли, и их опять (уже в том сне) похоронили, и в том сне во сне они увидели и как будто прожили еще одну жизнь.

А как узнать, что твоя нынешняя жизнь настоящая, а не сон во гробе?

Да никак! Но ведь разницы-то никакой нету! А знаете ли вы, почему йод щиплет, когда им царапину на руке мажут?

Я вам и это скажу: йод щиплет потому, что он убивает микробов, которые вокруг царапины собрались. Микробы - это такие маленькие зверюшки, и когда они погибают от йода, они все разом своими маленькими зубками с последней злостью вцепляются в руку. Оттого и больно.

А теперь вы спросите: а откуда же я-то все это знаю? Тут все дело в том, что когда-то давно я собиралась писать диссертацию по психологии. Сдала какие-то экзамены (научного коммунизма, кажется, уже не было, его я в свои биологические времена сдавала), собрала материал Но так все и не закончила: сделалось вдруг жутко лень тратить пару лет жизни и оформлять что-то "во имя грызущей критики мышей". Впоследствии вместо диссера написала пару книг по психологии для родителей и тем закрыла гештальт - надеюсь, что они-то как раз кому-нибудь и пригодились.

Между тем тема моего несостоявшегося диссера была довольно интересной и где-то даже спорной прямо по сути (во всяком случае, некоторое ворчание ученой психологической братии на ее утверждении было отчетливо слышно). Я собиралась изучать формирование первого мировоззрения у детей. Причем не у каких-нибудь там подростков, а у детей четырех-пяти лет.

Однако, согласно некоторым взглядам, у детей вообще нет мировоззрения. Якобы оно полностью формируется только тогда, когда человек становится взрослым (сразу хочется спросить: а когда это? У взрослых у всех оно есть?). Мне видится тут некая несостыковка. Мировоззрение необходимо, чтобы объяснить мир, составить себе некое представление о том, как он устроен, определить в нем свое место. А что же, детям все это не нужно?

На мой взгляд, нужно, и еще как! Ведь ребенку с его стремительно развивающимся мозгом, пробуждающейся фантазией и обрушивающейся на него каждый день лавиной новой информации, как воздух, нужна какая-то система, чтобы справиться со всем этим.

Где бывает днем та страна, в которой мы оказываемся, когда засыпаем? Когда я сплю и вижу во сне свою собаку, где она на самом деле - в моем сне или на коврике? Остается ли мое изображение в зеркале, когда я ухожу из комнаты? Что оно там делает, пока меня нет? Оживают ли игрушки, когда мы на них не смотрим? Я вот много раз оставляла куклу и медведя вечером на одном месте, а утром они оказывались немного на другом, а ведь их никто не трогал Правда ли, что все люди умрут? И моя мама тоже умрет? И я умру? А где я тогда буду? И куда умерла бабушка? Туда же, куда наша кошка Муся, или в какое-то другое место? Но ведь Муся и бабушка будут там скучать друг без друга Дедушка, а ты помнишь, как человек от обезьяны произошел? А если ребенок умирает, так ангелов потом, наверное, в угол ставят? Почему бабушка умерла, а ее запах остался? Чтобы я нюхал и по ней не плакал? Зачем люди старятся? Чтобы умирать не обидно было? Почему люди не ложатся в зимнюю спячку, как медведи? Чтобы Новый год не пропустить?

Все эти вопросы и "объяснялки" в начале поста - из материалов, собранных мною. Их авторам от четырех до пяти с половиной лет. Именно в этом возрасте начинается первое "экзистенциальное" вопрошание мира и происходит формирование первой объясняющей мир картины. Причем надо учесть, что у ребенка этих лет еще почти ничего нет: нет книг, нет религии, нет учителя. Только родители и внезапно разверзшаяся прямо под ногами экзистенциальная бездна.

- Мама, а ты умрешь?!

Именно этот вопрос, как правило, маркирует начавшийся первый мировоззренческий кризис. Ужас грядущей и неизбежной смерти матери в глазах ребенка нельзя сравнить вообще ни с чем. И переживание это столь сильно, что ребенок, вообще-то в данном возрасте склонный самостоятельно реализовывать исследовательскую программу (если, конечно, ему дают это делать), как правило, выходит с этим вопросом к взрослым членам семьи. Далеко не все люди помнят этот кризисный период своей жизни (по моим наблюдениям, приблизительно каждый восьмой-десятый). Но если живы родители, можно спросить у них: они-то, скорее всего, не забыли.

Об этом кризисе не говорят, к нему (в отличие, допустим, от подросткового) никто и нигде родителей (молодых родителей - это надо отметить!) не готовит. А ответственность здесь поистине колоссальная (кризис-то ранний, потом, если что не так, все в подсознание уходит), и вся - на них.

- А если бы меня в том магазине, где детей дают, долго никто не брал, меня бы на помойку выбросили, как у нас во дворе кошек и собаку Шарика?

Мать молчит в растерянности.

Старший брат (7,5 лет):- Нет, зачем на помойку? Ты бы со скидкой пошел.

Долго думает, потом говорит: - Все равно, мама, давай на ту помойку сходим, вдруг нас там кто-то ждет?

В чем тут подвох?

Первый вариант: родители часто не замечают мировоззренческого кризиса у ребенка или принимают его за что-то другое. Приходят к психологу, невропатологу или даже педиатру с частными жалобами: "он что-то стал плохо спать, просыпается, кричит", "диатез обострился", "страхи у нас, и все больше и больше", "не отпускает меня от себя, плачет, даже в туалете не могу закрыться" - и получают такие же частные рекомендации: "попейте корень пиона", "обследуйтесь у иммунолога", "нарисуйте страхи", "обозначьте границы, не то он вам на голову сядет".

Второй вариант: родители видят и понимают, что запрашивает у них ребенок, но не знают, что ему отвечать (не могут обозначить свое собственное мировоззрение), и пытаются отшутиться, отвертеться, "спустить на тормозах" проблемы ребенка.

- Мама, а на небе дети родятся?Мать молчит, думает.

Отец:- У христиан нет, сынок, а у мусульман, наверное, да, у них там гурии.

Ребенок растерянно:- А мы?

Отец:- А мы все травкой прорастем.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку пройти данный кризис максимально успешно?

- Как-то обозначить свое собственное мировоззрение, не дожидаясь, когда вашему ребенку исполнится четыре года.

- Быть внимательным, не пропустить момент.- Формулировать все очень кратко, без подробностей.

- Быть честным (если вы сами считаете, что все травкой прорастем, не надо ребенку про небеса вкручивать, и наоборот).

Какие бывают осложнения (в результате кризис не пройден или пройден "криво"):

- Ребенок замкнут и недоверчив, на родителей с вопросом не вышел. Пережил все в себе, остался в экзистенциальном одиночестве, с причудами, страхами и непонятками.

- Ребенок с воображением, родители переборщили с подробностями, вызвали лавину страхов и буйных фантазий. "Остапа понесло".

- Ребенок педагогически запущен или слегка отстает в развитии, исследовательская программа работает слабо (часто не только в неблагополучных, но и в очень благополучных семьях, где ребенка все время развлекают, не дают ему остаться самому с собой) - вопрос смазан, не встал, картина мира не сформировалась.

Что, возможно, будет из этих осложнений в дальнейшем?В первом случае возможно формирование философски ориентированного недоверчивого интроверта, который будет много, долго и глубоко обдумывать все, что ему подвернется. Иногда в быту маскируются под веселых экстравертов (компенсация).

Во втором случае, если есть творческие способности, возможно их гиперразвитие: актеры, поэты, аферисты. Группа социального риска по всем зависимостям.

Третий случай, на мой взгляд, самый тяжелый. Человек живет с постоянным ощущением, что все его взгляды, принципы, обобщения и т. д. выстроены на песке. Внушаем. Легко меняет взгляды. Легко "прислоняется" к любым религиям или идейным движениям, но ни в одном из них не находит полного удовлетворения. Неустойчивая самооценка, малая инициативность. Попадая в толпу, заряжаясь от нее, становится агрессивным.

Что делать, если речь идет не о четырех-пятилетнем ребенке, а о взрослом человеке? Поскольку кризис ранний, то самому вытащить его на поверхность очень сложно, надо обращаться к специалисту. Если специалист "зацепит" проблему, то решить ее можно: последовательно пройти все экзистенциальные кризисы до нынешнего возраста и сформировать-таки картину мира.Но куда лучше и проще профилактика! Поэтому, родители, пожалуйста, будьте внимательны!

Автор - Катерина Мурашова