Главной причиной метаний является не согласие с тем моментом жизни, который происходит прямо сейчас. Нам кажется, что этот момент мог бы быть другим, и мы, как будто, выбираем между тем, что есть прямо сейчас и тем, что, как будто, могло бы быть. Например, вы сидите на работе и думаете, что могли бы сейчас лежать на диване. И чувствуете от этого неудовлетворенность. И это происходит от того, что вы верите, что действительно могли бы в этот момент времени лежать на диване. Это похоже на то, что вы укоряете себя или судьбу, или других в том, что вы здесь, а не там.

На самом деле, вы не сделали выбор умом, тогда как фактически уже сделали выбор. Вы сделали выбор между двумя потребностями, выбрав сидеть на работе по ряду причин, которые для вас важны. Вы именно тот человек, который выбирает сидеть на работе, потому что причины бытия на работе важнее причин бытия на диване. Вы не другой человек, не тот, для которого диван важнее. И поэтому вы сделали выбор в пользу работы. Потому что по-другому для того человека, которым вы являетесь в настоящий момент, быть просто не могло. То есть, выбора на самом деле никакого нет. Есть действия в связи потребностями, и в данный момент вашей жизни вы способны только так действовать. И это обусловлено тем, кто вы сейчас и какой вы сейчас человек.

Но есть иллюзия, что есть выбор и что по каким-то причинам вы сделали не тот выбор, который вас может удовлетворить.

Кажется, что не было бы страданий, если бы мы соглашались с тем, что делаем, принимая это как единственно возможный выбор в этот момент. Тогда появляется возможность получить от этого момента максимум полноты, удовлетворенности, опыта. Тогда как если мы не соглашаемся с уже сделанным собой выбором, то мы и не здесь, в той точке, которую выбрали, и не там – в той точке, которая нам кажется возможной альтернативой.

Если мы соглашаемся с тем, что то, что есть сейчас – единственная возможность в этот момент времени, то мы перестаем терзать себя мыслями о том, чем мы пожертвовали.

Если мы делаем что-то, то в этот момент времени мы отказываемся от того, чтобы делать что-то другое, по-другому невозможно. И это не есть жертва, это лишь закон природы. Мы не можем одновременно спать и есть. Мы выбираем то, что нам больше подходит в тот или иной момент. И только иллюзия, что возможно выбирать что-то и при этом не отказываться от другого, отравляет нам жизнь. Но и правда невозможно делать что-то одно и при этом одновременно и что-то другое.

Если вы верите в то, что при выборе чего-то одного в жизни вы ничего не теряете , отказываясь от других возможностей, вы можете быть счастливы и довольны своим выбором. И это правда так – вы ничего не теряете. Потому что некуда спешить. Потому что в этот момент времени вы приобретаете то, что выбрали. И по-другому быть не может.

Когда вы делаете выбор между своей индивидуальной потребностью, которая может быть конфликтной для ваших отношений с другими и другой потребностью, которая может быть ориентирована на совместность с другим, но может ущемлять вашу индивидуальную потребность, вы, на самом деле, оказываетесь перед выбором между чувством вины перед другим и чувством вины перед собой. И если потренироваться, то довольно легко принять факт своей невиновности перед другим, но как-то очень трудно принять факт своей невиновности перед собой.

В ситуации выбора, когда вы делаете выбор в сторону удовлетворять свою индивидуальную потребность и чувствовать себя виноватым в том, что страдают ваши отношения с кем-то, вы можете легко принять на себя ответственность за то, что вы просто делаете так, как вам лучше, и (что уж тут поделать), конечно, жаль, что другому это может доставлять неудобство, но для вас важнее ваша потребность. Здесь все просто и понятно.

Однако если вы делаете выбор в пользу совместности, вы можете ощущать чувство вины перед собой за то, что ущемляете свою индивидуальную потребность. И тогда вы страдаете от этого. И очень трудно принять, что быть вместе – это так же важно для вас, как и удовлетворять свою индивидуальную потребность. Это может казаться зависимостью от другого и поэтому пугать.

Но разве не зависимы мы от других своих потребностей – есть, спать, дышать? Потребность в совместности является такой же важной, однако от чего-то мы можем чувствовать ее как плохую, ущемляющую наши индивидуальные потребности. И часто, когда мы выбираем совместность и отказываемся от других потребностей в конкретный момент времени, мы чувствуем себя неудовлетворенными. И это происходит потому, что кажется, что это могло бы быть по-другому, что это можно было бы как-то совместить и не терять других возможностей. Но это невозможно. Выбирая одно, мы автоматически отказываемся от другого. На какой-то период времени, до тех пор, пока главная потребность не окажется удовлетворенной. До тех пор, пока этот выбор актуален. И если мы отдаемся полностью этому выбору, не строя иллюзий, что могло быть по-другому, тогда есть возможность быть счастливым прямо сейчас. Просто делать то, что и правда важно, не жалея о том, что в этот момент не делаю другого.

Если мы живем как-то прямо сейчас – это показатель того, что именно этот образ жизни прямо сейчас является для нас подходящим из всех возможных вариантов. Остается только согласиться с тем, что уже и так присутствует. И тогда внутренний конфликт исчерпан. И тогда есть возможность удовлетворить одну свою потребность с тем, чтобы она перестала быть актуальной, и тогда перейти к другой. Если же мы не делаем для себя возможным удовлетворение уже фактически выбранной потребности, мы не удовлетворяем и другую. И тогда мы можем находиться в точке страдания так долго, как много у нас есть ресурса страдать, не выбирая ни то, что фактически уже есть, ни то, что, как кажется, могло бы быть.

Нина Рубштейн