Одному человеку очень помогли добрые люди, когда тот болел. Собрали средства на хорошее лечение. И человек выздоровел. Но помогали долго! И привычка просить осталась. Человек не стал работать; он стал вкусно питаться в ресторанах, ездить на курорты, покупать красивые вещи… Он продолжал просить. Теперь уже на бытовую технику и на автомобиль.

Сказать человеку: "Перестаньте просить, работайте, вы уже можете! Вы окрепли и вполне можете себя обеспечить!", - как-то неудобно.

Ему продолжали давать. По привычке, из жалости, ведь он перемежал фотографии своих роскошных поездок привычными жалобами и просьбами! И под фото салата с трюфелями писал, что аппетит так себе. Ещё слабость не прошла. И так хочется новый телефон, а он такой дорогой…

И что? Человек снова заболел. Наверное, надо было сказать! Но все заругаются, человек разозлится… В итоге человек вернулся в болезнь.

Когда у вас что-то просят, можно дать, если есть возможность. Иногда - нужно, необходимо дать. Даже последнее отдать нужно.

Но если просить продолжают, ничего не предпринимая для того, чтобы опереться на собственные силы, надо подумать: не губите ли вы человека? И не навлекаете ли на себя наказание за это? Можно самому оказаться без сил и ресурсов. Потому что вы ввергли другого человека в нищенство. В слабость. В грех. В болезнь; ведь для того, чтобы побираться, нужны причины.

А наилучшее основание - болезнь. Бессознательно человек стремится быть больным. И приобретает габитус, внешний вид, облик больного и нищего. А за габитусом следует и адекватное состояние.

«Нищенство» - это не нищета. Впасть в нищету кто угодно может или родиться в ней. Это тяжкое испытание.

Нищенство - это способ жизни. Жизнь с помощью попрошайничества.

Бывают очень богатые нищие. Они скапливают и прячут огромные состояния. Но продолжают нищенствовать: попрошайничать. Они больше ничего не могут. Они лишились счастья трудиться и создавать нечто полезное.

Зощенко писал, как один литератор стал просить милостыню. Потом дела литератора поправились, он пережил трудный период. Но просить милостыню оказалось выгоднее, чем работать. И человек утратил всё человеческое. И талант утратил. И работоспособность. Он превратился в нищего. В профессионального нищего.

Надо вовремя остановить поток помощи. Когда помощь превращается в содержание. Когда человек уже способен сам работать. Но привычно просит.

Дело не в том, что вас используют. Вы способствуете деградации другого человека. Его превращаете из бабочки в гусеницу. Из взрослого человека - в младенца. Из здорового - в больного. Вы лишаете человека здоровья.

Профессор В.Ротенберг писал, что здоровье - валюта, которой платит природа за поисковую активность. За деятельное стремление улучшить свою жизнь трудом и борьбой. Вот этой "валюты" и лишает человека привычное нищенство.

Когда помощь превращается в привычное подаяние, она вредит.

И помимо разрушения воли другого человека, вы разрушаете свою жизнь. Делаете зло. Потому что за пределом и мерой добра начинается зло.

Об этом писал Чарльз Диккенс, который славился своей щедростью. Он читал лекции по всей стране, отдавая деньги на школы для рабочих. Содержал на свои средства приют для бедных женщин, которых судьба толкнула на улицу и заставила заниматься дурным ремеслом.

Он помогал и отдавал, потому что знал, как ужасна бедность. Но именно Диккенс и написал в романе «Тяжелые времена»:

«Всякого рода подаяния обладают неизбежной тенденцией доводить принимающего их до нищенства».

Не до нищеты. До нищенства. Унизительного образа жизни паразита. Который лишает воли, таланта, силы и красоты духа. И здоровья. Морального и физического здоровья.

И повинны в этом будут и те, кто давал и давал подаяние. Когда нужды не было. Но привычное подаяние порождает и нужду в нем.

Об этом важно помнить. Помогать и делиться надо! Дарить надо! Но регулярное подаяние тому, кто сам может заработать или имеет источник дохода - это вредно и опасно.

И мы нарушаем законы этики. А нарушение влечет наказание. И можно самому оказаться в положении просящего, утратив достаток, которым так неумело распорядились.

И еще важное: отдавая регулярно деньги тому, кто может трудиться и имеет ресурс, мы лишаем этих денег того, кто действительно в отчаянном положении. Оплачивая трюфели, не видим того, кому нужен хлеб. И это тоже делает "помощь" вредной и наказуемой.

Поэтому мы несем ответственность за свою помощь. И должны решать, кому и когда её оказываем. И до какого момента.

Анна Кирьянова