Многие носят подвески-амулеты, шармы на удачу или надевают в ответственный день «счастливый» шарф. А кто-то беспокоится от любого косого взгляда, боится порчи и верит, что мысль материальна, поэтому никогда не позволяет себе говорить о собственных страхах. Где магия, а где психология? И как же защититься от темной энергии? Рассказывает психолог.

"Чума возьми семейства ваши оба!" — умирая, трижды восклицает Меркуцио в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». И ведь действительно «возьмет»! Из-за чумного карантина монах Джованни не успевает доставить письмо, в котором говорится, что Джульетта не мертва, а только спит, в результате чего оба единственных наследника домов Монтекки и Капулетти гибнут.

Людей с древности пугают и завораживают истории магического воздействия одного человека на другого. И чем сложнее времена, тем сильнее интерес к сверхъестественному. Но как «работают» проклятия с точки зрения психологии и какая защита лучше: волшебный оберег или критическое мышление? Давайте разбираться.

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Согласно научным данным, существенную часть жизни древних людей занимали ритуалы, изготовление и использование магических вещей, осмысление и передача «знаний» о духах.

Одним из первых, кто постарался изучить психологические причины возникновения суеверий, был Зигмунд Фрейд. В книге «Тотем и табу» он описал множество примеров такого архаического мировосприятия и предпринял попытку объяснить связь древних верований с современной ему культурой и психологией.

Магическое мышление — это след не только древнего мира, когда человек чувствовал себя уязвимым перед природой и старался любыми средствами подчинить стихии, но и детства конкретного индивида. Малыш верит в сверхъестественную силу родителей, потому что мама необъяснимым для него образом точно знает, когда он проголодался или замерз, поцелуем способна обезболить ушибленное колено, а папа… умеет откручивать себе большой палец и возвращать обратно.

Частью магического мышления являются идеи сглаза, порчи или другого воздействия

Причем в болезненной форме, например при шизофрении, это может стать навязчивым бредом, а в относительно нормальном варианте — проявиться в виде эмоджи на лицах младенцев в социальных сетях.

Также мы наблюдаем, как некоторые люди с подобным типом мышления боятся нанести вред случайно, лишь подумав о плохом развитии событий или пожелав сгоряча кому-то неудачи. Ведь мысль материальна!

Логика, как правило, такая: «все, что вы видите вокруг, когда-то было чьей-то фантазией». Это правда! Только опускается момент, что ни один парк, небоскреб или даже детская площадка не были построены исключительно силой мысли. К сожалению (или к счастью), потребовалось еще много реальных усилий нескольких людей.

КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ

Еще одна причина, по которой мы склонны в той или иной мере верить в силу сверхъестественного, — это несовершенство нашего ума. Мы все в большей или меньшей степени подвержены иллюзиям и ошибкам мышления.

Например, вышеприведенное убеждение о непременной реализации мыслей — результат «туннельного зрения». То есть люди сосредоточены на своей установке и не замечают, какое количество их опасений или недобрых слов, пущенных кому-то в спину, не имели никакого эффекта. На самом деле их, скорее всего, было во много раз больше.

Также, если гадалка «заметит» на человеке признаки порчи, во всех неудачах с большой вероятностью он будет видеть печать проклятия. В свою очередь, нервозность и тревога по поводу такой негативной информации только помогут увеличить количество неприятностей.

Другое когнитивное искажение, создающее иллюзию магического воздействия, — это «сверхобобщение»

В начале романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» описывается сцена, где казаки обвиняют в колдовстве и убивают приезжую турчанку, связав ее появление в хуторе с падением скота. И эта ситуация не просто результат фантазии автора, а довольно распространенная ранее в деревнях практика.

В жанре исторических мифов и страшилок особняком стоят легенды о проклятии египетских гробниц, могил полководцев и индейских вождей. Ведь действительно некоторые из тех, кто участвовал в расхищении гробниц умирали, и кто-то из них — загадочным или мучительным способом.

Здесь налицо логическая ошибка — «после» не значит «вследствие». Давайте будем честными: люди, занимающиеся подобной авантюрной деятельностью, больше рискуют жизнью. А также известно, что путешественники в экзотической местности более подвержены болезням, вызываемым микроорганизмами, к которым коренные жители уже адаптировались.

ЭФФЕКТ НОЦЕБО

И тем не менее иногда проклятия правда «работают». В антропологии задокументированы случаи, когда, например, в африканской деревне кто-то совершает убийство, но найти преступника не удается. Тогда шаман готовит специальное зелье, и каждый член племени обязан сделать глоток. Все убеждены, что отравится только убийца. И действительно виновник падает замертво.

Многие наверняка слышали об эффекте «плацебо» — лекарстве-пустышке, которое не содержит никакого действующего вещества, но помогает больному выздороветь. Причем не просто способствует улучшению самочувствия пациента, но изменения происходят на уровне тканей органов. Например, уменьшается опухоль или заживают язвы.

Ноцебо — это обратный эффект, использующий тот же психофизиологический механизм.

Например, человек может почувствовать себя хуже, если прочитает список побочных эффектов лекарства или до него дойдет слух о страшной эпидемии

Оба эти феномена до сих пор изучаются наукой. Но очевидно, что плацебо и ноцебо действуют далеко не на всех. Психологи давно пришли к выводу, что у людей между стимулом и реакцией стоит личность: индивидуальный опыт, способ мышления, установки и прочее.

То есть одному человеку нахамили в магазине, и он неделю будет генерировать стрессовые гормоны, другой написал по этому поводу пост в социальной сети, получил лайки и успокоился, а третий даже не заметил. Так и самое забористое проклятие может разбиться о научный ум скептика.

Отвечая на вопрос, заданный нами во вступлении: «Что лучше: волшебный оберег или критическое мышление?», посоветуем обратить внимание на свои личностные особенности. Все зависит от того, насколько вы верите, что злое слово или недобрый взгляд способны нанести вам вред.

Наши глубинные убеждения иногда не совпадают с тем, что мы публично заявляем. Например, человек, чтобы не показаться трусом, может утверждать, что не боится стоматологов, но при этом дрожать и обильно потеть в кресле.

Если вы уверены в защитных свойствах магического кулона, велика вероятность, что он действительно будет полезен. И это не мешает параллельно расширять свой кругозор и читать содержательные научно-популярные книги.