Представления о реинкарнации, или, иначе, перевоплощении, зародились довольно давно. Учение о переселении душ после смерти физического тела в иные материальные оболочки присутствует не только в индуизме и буддизме, но и — в той или иной форме — в первобытных африканских, австралийских и иных религиозных культах. Однако именно в Индии идеи реинкарнации нашли свое наиболее полное воплощение и были поставлены в тесную связь с самой сутью местных религиозных систем. И тут одним из главных и принципиальных отличий индуизма и буддизма от христианства выступает восприятие личности. Из этого же вытекает и чуждость доктрины о воскресении мертвых для религий, разделяющих веру в реинкарнацию.
Конечно, индуизм и буддизм также отличаются друг от друга, однако в том, что касается реинкарнации, между ними существует много общего. В общем и целом цель жизни человека на земле сводится к слиянию после смерти с Абсолютом, Атманом, безначальным бытием, воплощением которого все мы являемся. Но для этого необходимо прийти в соответствующее состояние совершенства, обрести свободу от желаний и от мира, стать нейтральным, пустым. В таком очищенном состоянии нет места личности, просто Абсолют возвращает себе себя же, утраченного на время в череде утомительных перевоплощений в результате действия закона кармы — воздаяния, когда заключенная в тело часть Абсолюта в силу совершаемого зла обрекается на новые страдания до тех пор, пока не придет к осознанию «истинного» модуса бытия.
В такой системе верований личность человека полностью нивелируется. Она не имеет ценности, потому что ее как таковой не существует. Она — лишь часть чего-то большего, которая исчезает в высшей точке совершенства, сливаясь с целым и восстанавливая первоначальное единство.
Напротив, в христианстве личность, сотворенная по образу и подобию Божию, обладает безусловной ценностью и бесконечным потенциалом к совершенству. При этом личность человека не сводится к душе или к телу. Если в учении о реинкарнации тело не более чем бренная оболочка, то в христианстве оно неотъемлемая часть нашей индивидуальности. Церковь учит, что Бог творит душу человека вместе с его телом, которое столь же уникально, как и душа. Совокупность этих уникальных даров Божьих составляет личность человека, его отличие от всех прочих людей. Одновременно в христианской картине мира очень важно глубоко личное отношение Бога к каждому из нас. Как говорит Псалмопевец, не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс 138:15,16).
Да, в смерти душа отделяется от тела, но в христианстве смерть — явление скорее противоестественное, ставшее результатом грехопадения. Это — катастрофа, распад единого существа на составные части, каждая из которых не является человеком во всей полноте. Именно поэтому учение о всеобщем воскресении — одно из ключевых в христианстве. Христиане верят, что в воскресении мертвых Бог каждому возвратит его изначальную полноту и цельность, восстановит нас в наших же телах, только преображенных и способных к вечной жизни в Царстве Небесном. Для реинкарнации же представление о всеобщем воскресении абсолютно чуждо. Если тело — лишь скорлупа, данная в наказание и затрудняющая путь к совершенству, то какой смысл в его воскресении?
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Психология
- →
- Что в Церкви думают про реинкарнацию?
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат