Человек склонен считать, что мир таков, каким он его видит. Однако, это не так. Воспринимая окружающее, мы неизбежно искажаем его своими проекциями. Проекция (лат. projectio – бросание себя) – психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям.

Вездесущие проекции

Собственные мысли, чувства, переживания люди переносят на других людей. Этот процесс имеет бессознательный и непроизвольный характер. Допустим, сам я жаден, но приписываю это качество своему деловому партнеру. Предположим, я завистлив, но это свойство вижу во всех, кроме самого себя. Наконец, я захвачен сексуальным инстинктом, но постоянно твержу, что молодежь стала совсем безнравственной... Разумеется, проекция бывает не только отрицательной. Вытеснив в себе мужество, я склонен воспринимать других людей как отчаянных храбрецов.

Перечитаем Гоголя. Герой пьесы «Женитьба» страшно боится вступить в брак. Вот он расспрашивает своего слугу: «Был ли ты у портного?.. А не спрашивал ли портной, зачем барину новый кафтан? Не говорил ли он, не собирается ли, мол, барин жениться? Был ли ты у сапожника? Не спрашивал ли он, зачем барину вакса для сапог — не собирается ли барин жениться?» Сам барин решился на мужественный поступок, но собственные чувства «передает» и портному, и сапожнику, которым, поди, нет никакого дела, женится барин или нет.

Проецировать можно не только отдельное качество личности. Не исключена проекция конкретного образа. Допустим, в вашем сознании сложился стереотип «идеальной жены» или «идеального мужа», «послушного ребенка» или «закадычного друга». И вот эти идеализированные образцы вы проецируете на тех, кто вам встретился на жизненном пути. Понятное дело, здесь возможно разочарование...

Фрейд рассматривал механизм проекции как феномен, присущий всем человеческим отношениям. Он действует безостановочно и неукоснительно, причем люди часто об этом не догадываются. Цель анализа заключается в том, чтобы показать пациенту действие этого механизма, помочь ему разобраться в своих связях с «ближними» и «дальними». Проекция, как правило, проистекает из эротических источников. Пациент склонен перенести на личность терапевта свои эмоциональные переживания, которые сложились у него с родителями, наставниками, любимыми, друзьями, коллегами.

Проекция на службе политики и искусства

Любое идеологически ангажированное искусство стремится персонифицировать «благородную» или, наоборот, «пагубную» силу, воплощая ее в образе идеального героя или врага. В этом смысле средневековые судилища над «ведьмами» или политические процессы времен маккартизма в Америке эксплуатировали одни и те же пружины психической жизни людей.

Советская культура воспитывала молодежь в духе революционных идеалов. Идеальные качества проецировались на героев истории. Так возникал перенос благородных и возвышенных чувств — самоотверженности, любви, подвижничества и самоотречения.

В нацистской Германии было немало причин для общественного неудовольствия. Гитлер персонифицировал зло, он назвал виновниками всех болезненных процессов, происходящих в стране, евреев и коммунистов. Анализ его политических речей показывает, что, назвав однажды своих антиподов, он обычно говорил о них, прибегая к местоимению «они». «Они — вы знаете о ком я говорю» — эта излюбленная формула неизменно вызывала реакцию аудитории. «Знаем!» — кричала в ответ толпа.

Американский президент Рональд Рейган, искавший социальную базу для неоконсервативной программы в период первого президентского марафона, объявил носителями зла безработных. В самом деле, безработный в Америке той поры жил неплохо и вовсе не перебивался с хлеба на кока-колу. В результате в американском обществе сложился определенный социальный слой людей, которые сошли с дороги потребительской гонки.

Обращаясь к избирателям, которым приходилось нести на себе бремя социальных расходов, Рейган изобличал тех, кто, пользуясь общественным пирогом, не участвовал в процессе его создания. А ведь такое поведение противно духу капиталистического общества, где ценность представляют инициативные, предприимчивые. Телевидение США мгновенно подхватило эту установку политического лидера. В спектаклях появились персонажи безработных, воплощающих в себе все пороки бездельников. Обозревая телевизионную продукцию тех лет, американские социологи подчеркивали: Америка не может обеспечить былую динамичность развития из-за безработных... Так работал механизм проекции.

Политическому деятелю удалось переключить психическую энергию и пустить ее по преднамеренному руслу. Так стал складываться курс, который получил название «неоконсерватизм». Имелось в виду возрождение ценностей раннего капитализма — инициативности, предприимчивости, высокой ответственности.

А вот еще один пример из американской действительности. В Америке получила распространение расистская пропаганда. Некоторые политики утверждали, что США - страна предельного динамизма, однако в ней живут негры, пуэрториканцы, которые олицетворяют собой отсталость, нежелание приспособиться к темпу перемен. Так общественное негодование было перенесено на определенные слои населения, якобы ответственные за то, что в Америке возникли конкретные трудности.

С началом перестройки в нашей стране тоже чрезвычайно активизировались поиски «виновных» в серьезных трудностях ее развития. Одни в числе таковых называли диссидентов, другие — коммунистов (большевиков), третьи - империалистов, и т.д. Первые годы реформ породили новых «злодеев»: у одних ими оказались «красно-коричневые», у других - «демократы», у третьих - «национал-фашисты»... Позже, уже в наши дни, родились дополнительные персонажи - «олигархи», «террористы», «лица кавказской национальности».

Как видим, проекция может быть и общей причиной враждебности, и единственным источником жизненной энергии...

Из книги П.С. Гуревича «Практическая психология для всех»