Большинство из нас слышали об олимпийских богах хотя бы в школе и видели их статуи или изображения. Римляне поклонялись тем же божествам, что и греки, однако называли их латинскими именами. Согласно мифам, обитатели Олимпа были очень похожи на людей по своему поведению, эмоциональным реакциям и внешнему облику. Образы олимпийских богов воплощают архетипические образцы поведения, которые присутствуют в нашем общем коллективном бессознательном. Именно поэтому они близки нам.
Наиболее известны двенадцать олимпийцев: шесть богов - Зевс, Посейдон, Гермес, Аполлон, Арес, Гефест, и шесть богинь - Деметра, Гера, Артемида, Афина, Афродита и Гестия. Впоследствии место Гестии, богини домашнего очага, в этой иерархии занял бог вина Дионис. Таким образом равновесие было нарушено - богов стало больше, чем богинь.
Архетипы, описываемые мною, - это шесть олимпийских богинь - Гестия, Деметра, Гера, Артемида, Афина, Афродита и, кроме них, Персефона, миф о которой неотделим от мифа о Деметре.
Я классифицировала этих богинь следующим образом: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.
Богини-девственницы выделялись как отдельная группа ещё в Древней Греции. Две другие группы определены мною. Для каждой из рассматриваемых категорий характерно особое восприятие мира, а также предпочитаемые роли и побуждения. Богини отличаются по своим привязанностям и по тому, как они относятся к другим. Для того чтобы женщина глубоко любила, с радостью работала, была сексуальна и жила творчески, в её жизни должны быть выражены все вышеназванные богини, причём каждая в своё время.
В первую из описанных здесь групп входят богини-девственницы: Артемида, Афина и Гестия.
Артемида (у римлян - Диана) - богиня охоты и Луны. Владения Артемиды - дикая местность. Она - не знающий промаха стрелок и покровительница диких животных.
Афина (у римлян - Минерва) - богиня мудрости и ремёсел, покровительница названного в её честь города. Она также покровительствует многочисленным героям. Афину обычно изображали одетой в доспехи, поскольку она была известна ещё и как превосходный военный стратег.
Гестия, богиня домашнего очага (у римлян - Веста), из всех олимпийцев наименее известна. Символом этой богини был огонь, пылавший в очагах домов и в храмах.
Богини-девственницы - воплощение женской независимости. В отличие от других небожителей они не склонны к любви. Эмоциональные привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным. Они не страдают от неразделённой любви. Как архетипы, они являются выражением потребности женщин в самостоятельности и сосредоточении на значимых для них целях.
Артемида и Афина олицетворяют целеустремленность и логическое мышление, и потому их архетип ориентирован на достижения. Гестия - архетип интроверсии, внимания, направленного во внутренние глубины, в духовный центр женской личности. Эти три архетипа расширяют наши представления о таких женских качествах, как компетентность и самодостаточность. Они присущи женщинам, которые активно стремятся к собственным целям.
Вторую группу составляют уязвимые богини - Гера, Деметра и Персефона. Гера (у римлян - Юнона) - богиня брака. Она - жена Зевса, верховного бога Олимпа. Деметра (у римлян - Церера) - богиня плодородия и земледелия. В мифах особое значение придается Деметре в роли матери. Персефона (у римлян - Прозерпина) - дочь Деметры. Греки также называли её Корой - "девушкой".
Эти три богини представляют традиционные роли жены, матери и дочери. Как архетипы, они ориентированы на взаимоотношения, обеспечивающие переживания целостности и благополучия, иначе говоря, на значимую связь. Они выражают потребность женщин в прочных связях и привязанности. Эти богини подстраиваются к другим и потому уязвимы. Они страдают. Их насиловали, похищали, подавляли и унижали боги-мужчины. Когда разрушались их привязанности и они чувствовали себя оскорблёнными в своих чувствах, у них проявлялись симптомы, подобные симптомам психических расстройств обычных людей. И каждая из них в конце концов преодолевает свои страдания. Их истории дают возможность женщинам понять природу собственных психоэмоциональных реакций на потери и найти в себе силы справиться с душевной болью.
Афродита, богиня любви и красоты (у римлян - Венера) - прекраснейшая и неотразимая алхимическая богиня. Она - единственная, кто подпадает под третью категорию. У неё было много романов и, как их результат, множество отпрысков. Афродита - воплощение эротического притяжения, сладострастия, сексуальности и стремления к новой жизни. Она вступает в любовные связи по собственному выбору и никогда не оказывается в роли жертвы. Таким образом, она сочетает самостоятельность богинь-девственниц и близость в отношениях, свойственную уязвимым богиням. Её сознание одновременно и сосредоточенно, и восприимчиво. Афродита допускает отношения, которые равным образом затрагивают и её, и предмет её увлечений. Архетип Афродиты побуждает женщин искать во взаимоотношениях скорее интенсивности, чем постоянства, ценить творческий процесс и быть открытой для изменений и обновления.
Богини живут во внутреннем мире современных женщин в качестве архетипов и, претендуя на полное господство над своими подданными, как и в Древней Греции, берут то, что им причитается. Женщина может в течение какого-то времени или даже всю жизнь оставаться во власти определённого архетипа, даже не зная, кому именно из богинь она служит.
Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести её через все этапы её жизни. Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.
Молодая девушка может быть сосредоточена на учёбе. Когда я, например, обучалась медицине в колледже, мне в этом способствовал архетип Артемиды. Между тем я, по существу, призывала Афину, чтобы запомнить необходимые для постановки диагнозов клинические и лабораторные данные. С другой стороны, мои бывшие одноклассницы, вышедшие замуж сразу же после окончания школы и имевшие детей, пробуждали в себе Геру и Деметру.
Средний возраст - это переходный период, когда обычно происходит смена архетипа богини. Где-то между тридцатью с небольшим и сорока с лишним годами наиболее значимый архетип, преобладавший в предыдущие годы, постепенно сходит на нет, позволяя проявиться другим богиням. То, к чему стремилась женщина в предыдущие годы, - замужество, карьера, творчество, любимый мужчина, те или иные увлечения - достигнуто. В её распоряжении оказывается излишек энергии. Побудит ли её Афина к продолжению образования? Или же возобладает желание Деметры иметь ребёнка - сейчас или никогда?
Затем, в преддверии старости, смена ведущих архетипов может произойти ещё раз. Толчком к этому служит наступление менопаузы, вдовство, выход на пенсию. Обнаружит ли в себе вдова скрытую Афину, когда впервые в жизни сможет сама распоряжаться деньгами, и поймёт ли она, что способна хорошо разбираться в капиталовложениях? Удовлетворит ли уединение женщину, прежде избегавшую одиночества, ведь теперь ей ведомо пространство Гестии? Или в её жизни образовалась пустота, поскольку Деметре больше не о ком заботиться? Всё зависит от того, какая богиня доминирует в душе женщины в этот период жизни и какой архетип определяет её выбор в тех или иных конкретных ситуациях.
Джин Шинода Болен "Богини в каждой Женщине"
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Психология
- →
- Архетип Богини
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат