С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ...

Norma (лат.) — мерило, образец. Так понимали это древние. Аристотель изучал различные телесные аномалии (уродства) и психические болезни и выработал наглядные критерии физической нормальности: например, у человека должна быть одна голова, и на ней должны расти волосы. Если волос нет — это аномалия. Такой подход современная наука называет типологическим (от слова «тип»).

Другой подход — статистический, то есть нормой признается все то, что часто встречается. Лысых людей в мире очень много, поэтому лысина — тоже вариант нормы.

Есть и еще несколько мнений о том, как определять норму. Например, биологи рассматривают ее в контексте дарвиновской теории естественного отбора: если тот или иной признак или качество помогают выживанию его обладателя, значит, это — норма (адаптационный подход).

Иногда в зазоре между нормой и патологией выделяют «условную норму». Например, сюда можно отнести так называемые акцентуации (непропорциональная выраженность, заостренность каких-либо черт характера), представляющие собой промежуточную ступеньку, которая отделяет нормальную психику от патологической.

А специалист в области психодиагностики профессор Александр Ануфриев полагает, что норма (в том числе психическая) определяется психологом или врачом в каждом отдельном случае интуитивно, на основании опыта и знаний (как несложно догадаться, это — интуитивный подход).

Житейское понимание нормы находится где-то между статистическим и адаптационным подходами. Это-то и приводит к отождествлению «нормального» с «общепринятым». Но «общепринятое» меняется вместе с научно-техническим прогрессом и развитием общества. А что в это время происходит с «нормой»?

ВСЕ ТЕЧЕТ, ВСЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

Норма бывает разная: юридическая, медицинская, психологическая, социальная и так далее. Трудно поверить, но представления о каждой из них постоянно пересматриваются: появляются новые исследования и научные данные, меняются нравы, в результате сдвигаются и границы нормы.

Так, раньше сексуальное влечение к людям своего пола считалось душевным расстройством, требующим лечения. Издавались сотни статей, рекомендовавших в качестве такового электрошок, лоботомию, введение высоких доз гормонов, принудительное вызывание рвоты и применение лекарственных препаратов. Но в декабре 1973 года Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуализм из списка психических заболеваний. В России это произошло намного позже — аналогичное решение было принято лишь в 1999 году. Это нашло отражение и в языке: теперь вместо термина «гомосексуализм», имеющего негативный оттенок и звучащего как диагноз, используют нейтральное понятие «гомосексуальность» — оно подразумевает, что речь идет о варианте нормы.

По сей день идут жаркие споры о том, считать ли парафилии (такие особенности сексуальных предпочтений, как, например, фетишизм, садомазохизм или трансвестизм) патологиями. Международная психиатрия, отдавая дань политкорректности, закрывает на них глаза до тех пор, пока парафилии остаются в рамках «партнерской нормы». Согласно критериям Гамбургского сексологического института, она подразумевает обоюдное согласие, отсутствие вреда здоровью и непричинение ущерба другим людям. А если такие же с виду действия совершаются насильственно или во вред, их относят к патологии. В большинстве стран парафилии все еще входят в списки психиатрических диагнозов, однако «лед тронулся»: в Швеции с 1 января 2009 года семь видов особенностей сексуального поведения исключены из официального регистра болезней и психических расстройств.

Есть и обратные примеры. Расстройства пищевого поведения (например, булимия или анорексия) долгое время не считались заболеваниями, а трактовались как нарушения адаптации, индивидуальные особенности человека или проявления эндокринных болезней. Соответственно, адекватного лечения женщины и мужчины с этими расстройствами долгое время не получали.

Есть и обратные примеры. Расстройства пищевого поведения (например, булимия или анорексия) долгое время не считались заболеваниями, а трактовались как нарушения адаптации, индивидуальные особенности человека или проявления эндокринных болезней. Соответственно, адекватного лечения женщины и мужчины с этими расстройствами долгое время не получали.

НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ БЫВАЕТ — БЫВАЮТ НЕОБСЛЕДОВАННЫЕ

Знаменитый итальянский психиатр Чезаре Ломброзо к проблеме психологической и психиатрической нормы относился с юмором: «Нормальный человек — это человек, обладающий хорошим аппетитом, порядочный работник, эгоист, рутинер, терпеливый и уважающий всяческую власть, домашнее животное». Другой психиатр, француз Кюльер, написал: «В тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности». А наша соотечественница психолог Юлия Гиппенрейтер путем несложных расчетов показала, что если под нормой подразумевать «золотую середину» и взять любые, например, пять психологических характеристик личности, то «нормальным» одновременно по всем пяти параметрам будет один человек из 32, а если увеличить число показателей до девяти, то всего лишь один из 1024! Так, может быть, «ненормальность» — это интересно и совсем не плохо?

Представители «антипсихиатрического» движения, расцвет которого пришелся на 60-е годы прошлого века, само понятие безумия считают искусственным. По их мнению, общество и государство объявляют сумасшедшими и подвергают лечению, карая таким образом тех, кто не вписывается в стандарт и не соглашается с общепринятыми правилами поведения. В частности, «антипсихиатры» утверждают, что все названия психических болезней и критерии их диагностики — не более чем маскировка социальных репрессий. А психиатрические клиники, соответственно, — средоточие зла, где врачи издеваются над пациентами.

В медицине здоровье определяется через болезнь. В психиатрии — душевное здоровье определяется через описание психопатологий. Но современная наука подходит к этому вопросу весьма осторожно. В частности в понятие психологической нормы в настоящее время включают и интерес к внешнему миру, и наличие мировоззрения, отражающего жизненный опыт, и чувство юмора, и способность к социальным взаимодействиям, и ощущение целостности и гармонии личности. И то, что сегодня считается отклонением от нормы, завтра, возможно, станет ее вариантом.