Владимир Легойда, Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Русской Православной церкви, профессор МГИМО:

Уверен, отход от Болонской системы образования — мера разумная и своевременная. Как справедливо заметил министр образования и науки Фальков, для нашей страны Болонская система — это уже перевернутая страница истории.

Нет никакого смысла бездумно копировать чужие системы. Недаром за эти годы западная система так и не была внедрена в отечественное образование в полной мере. Не внедрялась она в технических, медицинских, ряде творческих высших учебных заведений. Да и там, где заработала — имела свои особенности, отличные от принятых в других странах.

Оба отвечающих за образовательный процесс министерства — и просвещения, и образования и науки — это стратегические ведомства, их роль нельзя недооценивать. Именно там в огромной мере определяется будущее государства. Правильно созданная система образования собирает отдельных людей, проживающих на одной территории, в нацию, формирует правильное мировоззрение и гражданскую позицию.

Без качественного, современно организованного образовательного процесса уже в ближайшем будущем, образно говоря, ни хлеб не будет расти, ни ракеты не будут летать. Но главное — наш народ имеет риск потерять свою национальную идентичность, может перестать осознавать себя как единое целое.

Однако отход от Болонской системы не может и не должен произойти одномоментно «в 24 часа» — такое потрясение тоже рискованно. Плюс нет смысла отказываться от имеющихся у нее плюсов. Если это целесообразно — где-то можно сохранить бакалавриат и магистратуру. Цель перемен не в политических лозунгах, а в пользе для обучающихся и для государства. И налаженное с профильными министерствами рабочее взаимодействие дает повод для осторожного оптимизма: там осознают важность именно аккуратного, планомерного и разумного развития системы образования, отвечающей как ценностям нашего общества, так и требованиям времени. Все понимают, что основная цель нынешних перемен — строительство подходящей именно нам и конкретно на данном этапе времени системы образования, без огульного копирования чуждых нам образцов или, наоборот, их отрицания только на основе политических соображений. Но также и без желания вернуться к «лучшей в мире советской образовательной системы». Еще Гераклит говорил, что в одну реку нельзя войти дважды.

Кстати, ЕГЭ не имеет к Болонской системе прямого отношения, и пока отказ от него не обсуждается.

Цель всех этих перемен — создать такой образовательный процесс, который включает как обучение, так и воспитание, чтобы среди молодежи формировались личности, обладающие самыми передовыми знаниями и имеющие самое искреннее желание служить ближним и Отечеству.

И еще одно хочу добавить, помимо школы и университета в формировании мировоззрения подрастающего поколения важную роль играет семья и религия. Там, где уничтожено правильное представление о семье, попирается вера, не будет будущего, какие бы там ни использовались самые прогрессивные образовательные методики.