Пришедшая недавно мода на plus-size манекенщиц, то есть полных моделей, вызывает горячие споры. Одни приветствуют отказ от моды на нездоровую худобу, другие считают, что не стоит вдаваться в крайности и выпускать на подиумы девушек с жировыми складками. Такой общественный резонанс заставил редакторов глянцевых журналов, дизайнеров одежды и простых людей задуматься о существующих стандартах красоты.
По статистике двадцать лет назад фотомодель весила на 8% меньше, чем обычная женщина. Сегодня она весит меньше на 23%. Есть о чем задуматься!.. По мнению врачей, большинство современных манекенщиц имеют индекс массы тела, характерный для анорексии. Кроме недостатка веса, это пищевое расстройство отражается на характере и психике, разрушает нормальный обмен веществ, в перспективе приводит к неспособности зачать и выносить ребенка. Девушки с обложек стали пугающе худыми, а простые женщины, завороженные глянцевыми картинками, идут на все более радикальные меры ради «подиумной» красоты.
Удивительно, что при этом половина женщин на планете носят 50-ый или больший размер. Зайдя в модный бутик, немногие из них могут найти подходящую дизайнерскую одежду: размерная линейка обрывается на номерах 48-50. Так что стандарты «худой красоты» наносят урон не только женскому здоровью: по словам специалистов, из-за такого подхода магазины модной одежды теряют больше половины потенциальных клиентов!
На упреки в пропаганде нездоровой худобы дизайнеры отвечают – мол, таковы правила бизнеса. По словам глянцевых гуру, задача модели – выгодно продать одежду. Однако они настаивают: стандарты, предназначенные для манекенщиц, не являются общепринятым эталоном красоты. Это скорее профессиональные требования, как у балерин или актрис.
Но трудно объяснить это девушке-подростку или неуверенной в себе даме, листающей глянцевый журнал. Как известно, Photoshop творит чудеса. С его помощью с лиц глянцевых див исчезают морщины, с бедер – целлюлит, фигура становится стройнее, а кожа приобретает идеальную гладкость и здоровый цвет. При этом фотографии выглядит весьма достоверно: у зрителя создается иллюзия, что «так и было».
Борьба с анорексией и нездоровыми стандартами «идеальной» красоты постепенно приобретает общемировой характер. Власти Испании помещают на улицах изображения стальной вешалки с крестом вместо крючка. Шведские рекламщики сняли серию фотографий и видео, посвященных психологическому аспекту пищевых расстройств – искаженному восприятию себя. На кадрах, облетевших весь мир, скелетоподобная девушка смотрит в зеркало, где отражается толстушка со складками жира.
В преддверии Миланской недели моды в 2007 году на улицах города появились по-настоящему шокирующие фотографии обнаженной модели Изабель Каро. На снимках девушка весом в 30 килограммов буквально демонстрировала свой скелет, обтянутый обвисшей кожей. При этом модель сидела в призывных «сексуальных» позах, характерных для обычных рекламных фотографий. Сама манекенщица, к сожалению, не сумела победить болезнь и ее многочисленные осложнения. Организм Изабель был настолько истощен, что в январе 2011 года она скончалась от респираторного заболевания.
Но вряд ли публикация шокирующих фото будет эффективна сама по себе. Люди должны осознать, что красота, которую они видят на страницах глянцевых журналов и на рекламных плакатах – ненастоящая. Власти Европы уже рассматривают проект «закона против Фотошопа». Они предлагают заставить рекламодателей снабжать фотографии подписями о том, что изображение было улучшено с помощью компьютерной обработки. Если каждый день с рекламных растяжек и страниц журналов на тебя смотрят идеальные люди, живущие в безупречно обставленных домах среди сказочных пейзажей, постепенно перестаешь ценить настоящий, «неидеальный мир». Но на самом-то деле только он у нас и есть.
Автор: Анна Заславская