Отпечатки душ из чистилища, кишащие демонами куклы, зеркала, из которых выглядывают таинственные лица… Нет, это не бутафория из мистического триллера – это подлинные экспонаты из трех музеев. Одна коллекция хранится в сердце католицизма – Риме, другая – на берегах туманного Альбиона, третья – по ту сторону океана, в населенном призраками Коннектикуте.

Оставаться на ночь, впрочем, в этих музеях настоятельно не рекомендуется – чтобы пощекотать нервишки, лучше все-таки пойти в кинотеатр. К своим коллекциям здесь относятся со всей серьезностью, как к настоящим реликвиям. Еще бы, ведь многие из артефактов подтверждают существование другого мира -мира ангелов и демонов, фантомов и монстров, светлых и темных энергий.

МУЗЕЙ ЧИСТИЛИЩА В РИМЕ

На той же стороне Тибра, что и Ватикан, прямо у моста Кавур ютится очаровательный неоготический храм – единственный в этом стиле во всем Риме. Это церковь Святого Сердца, и под ее сводами располагается один из самых маленьких в мире музеев – Рiccolo Мuseo del Purgatorio, или Музей чистилища. Здесь собрана коллекция артефактов «с того света» -отпечатков и других зримых следов, оставленных душами, которые, по представлениям католиков, томятся в страшных муках в огне чистилища – до тех пор, пока не будут прощены их грехи и не откроются перед ними врата рая. Смягчить приговор могут молитвы живых, и близкие не должны забывать о своем долге перед ушедшими. Если жар очистительного пламени стал совсем нестерпимым, душа может – с милостью Божьей – вернуться в наш мир и призвать о помощи, тем самым подтвердив и сам факт существования чистилища.

На протяжении XVII—XIX веков истории об этих визитах раздавались в Европе повсеместно и имели схожий сюжет: дух покойного являлся к родственнику или другу, жаловался на печальный свой удел и просил помолиться за него или провести службу во скорейшее его спасение. Затем, дабы убедить в реальности происходящего, дух дотрагивался горящей рукой до какого-нибудь объекта – книги, столешницы, одежды, оставляя на них угольно-черные отпечатки.

Идея собрать подобные артефакты пришла в голову французскому священнику Виктору Жуэ из Ордена Святого Сердца, после того как 15 сентября 1897 года после сильнейшего пожара в римской часовне Пресвятой Девы Розария на единственно уцелевшей стене он узрел изображение искаженного страданиями лица. Преподобный Виктор не сомневался: это была душа мученика из чистилища. Явление столь вдохновило священника, что он немедля написал папе Пию X, изложив намерение отправиться на поиски реликвий с того света и попросив споможествовать ему в странствиях, на что получил утвердительный ответ.

С поддержкой папы Жуэ объездил всю Италию, Францию, Бельгию, Германию – на момент смерти преподобного отца в 1912 году его коллекция состояла всего лишь из 15 артефактов и более никогда не пополнялась. Широкой публике ее представили ровно пять лет спустя, когда открылась церковь Святого Сердца, в одном из помещений которой и располагается музей. Уникальные экспонаты хранятся в стеклянной витрине, каждый снабжен детальным описанием. Вот, например, фрагмент столешницы с выжженными на ней изображениями ладони и креста – привет от аббата Панцини из итальянской Мантуи, дух которого явился настоятельнице монастыря вТоди Изабелле Форнари 1 ноября 1731 года (День Всех Святых) из чистилища.

В доказательство он дотронулся левой рукой до стола и пальцем правой очертил на нем крест, а перед тем как исчезнуть, священник схватил настоятельницу за рукав туники и прожег ее насквозь, задев не только сорочку, надетую под туникой, но и кожу матушки (эти кусочки ткани, испачканные кровью, также участвуют в экспозиции). Форнари рассказала все своему духовному отцу Исидоро Газате, и он, полный восхищения, наказал ей отрезать кусок прожженной ткани от ее туники и сорочки и позаботиться о столешнице, а сам написал о случившемся епископу. Священники и теологи из местного диоцеза провели экспертизу и признали, что указанные артефакты подверглись подлинному «сверхъестественному влиянию».

МУЗЕЙ ПАРАНОРМАЛЬНОГО В КОННЕКТИКУТЕ

В Штатах наберется с десяток музеев, посвященных сверхъестественному. Самый прославленный находится в Стратфорде, Коннектикут, в доме человека, которого американские СМИ небеспричинно окрестили охотником за привидениями №1. Его зовут Джон Заффис: за свою 40-летнюю карьеру исследователя паранормальных явлений он собрал обширную коллекцию из предметов, доставивших немало нервотрепки их хозяевам, зачастую совершенно случайным. Это вещи со всего света, начиная с вполне безобидного чайного сервиза или портрета клоуна и заканчивая действительно зловещими ритуальными масками и куклами чревовещателя.

Что-то обнаружил сам Заффис в процессе рутинного паранормального расследования, чем-то поделились коллеги, немало принесли сами испуганные владельцы «дьявольской вещички», которую они – на свою голову – купили на аукционе или же откопали на чердаке у дедушки. Обычно именно действием энергии, заключенной в этой вещи, объясняют возникновение в доме полтергейста и других парапсихологических феноменов. При худшем сценарии страдают и члены семьи: беспрерывное состояние тревоги, кошмары, галлюцинации могут спровоцировать даже самоубийство.

В особо запущенных случаях «зачарованный» предмет, излучение которого слишком сильно, помещают в специальный кейс. При этом, перед тем как попасть на полку, все без исключения артефакты проходят очистительный обряд – как правило, его проводит местный священник. Разумеется, за каждым вскрытием кейса следует новый сеанс «экзорцизма», однако многие вещи так и остаются непобедимыми и не перестают «фонить», что ощущают на себе особо чувствительные посетители, ясновидящие и экстрасенсы.

Но эти ощущения не так страшны по сравнению с ужасом от возможных последствий уничтожения реликвии: энергия (демон, дух), которая в нем заключалась, в буквальном смысле приклеится к тому, кто ее уничтожил, и будет следовать за ним повсюду. Как объясняет Джон Заффис, мы, люди, тоже своего рода «заряженные батарейки», и часто присутствие человека с определенной энергетикой может разбудить спящий вулкан – и вот спустя долгие годы начинают вдруг опять останавливаться часы в доме, а зеркала – показывать какую-то чертовщину. Но как привычные нам вещи становятся паранормальными? В большинстве случаев по нашей же воле, как результат разнообразных магических практик – от вуду до сатанинских месс.

Мы, простые смертные, сами вызываем духов, налагаем заклятия, заряжаем амулеты, обмениваемся ритуальными предметами и т.д. Намного реже окно в этот мир открывают духи из потустороннего – и то, чтобы попытаться порвать с нами связь, завершив незаконченное при жизни дело. Музей Заффиса – это не просто лавка чудес: исследователь надеется, что его работа поможет осознать все риски, связанные с попытками проникнуть за пределы реальности. Особую обеспокоенность у демонолога вызывает открытая интернет-торговля куклами, ювелирными изделиями и прочими артефактами, которые якобы несут в себе магическую силу, – кто расскажет историю, что они скрывают?

Взять, к примеру, одну из десятка африканских масок, представленных в музее Заффиса: прежний владелец купил ее на распродаже подержанных вещей и повесил в гостиной. Однако атмосфера в комнате совершенно изменилась – жильцам и гостям было физически тяжело там находиться, и маску от греха подальше отнесли в подвал, но через некоторое время она появилась вновь на том же самом месте. После на дом обрушились волны паранормальных явлений: сами по себе перемещались предметы, включался и выключался свет, открывались и закрывались двери. Неудивительно, что хозяева маски решили обратиться за помощью к специалисту.

Другой экспонат рассказывает не менее банальную историю – про подростка, увлекавшегося черной магией. Он соорудил алтарь и поместил в него идола, в котором поселился – после соответствующих ритуалов – демон. Стоило мальчику оказаться в комнате одному, как демон принимался нашептывать, что он – полное ничтожество и потому должен физически истязать себя. Спустя шесть недель кошмара юный сатанист не выдержал и рассказал обо всем родителям, показав при этом порезы и синяки, которые он нанес себе, после чего его госпитализировали и вызвали Джона Заффиса, сразу определившего источник бед – этого идола. Любители ужастиков будут приятно удивлены, увидев в музее фигурку Девы Марии: ее руки были расплавлены во время сеанса экзорцизма, поставившего жирную точку в деле семьи Снедекер, – их история легла в основу хоррора «Призраки в Коннектикуте» (2009).

МУЗЕЙ КОЛДОВСТВА В КОРНУОЛЛЕ

Старая добрая Англия также может похвастать уникальной коллекцией из мистических артефактов – хранится она в Музее колдовства в городке Боскасл, графство Корнуолл. Ее основатель – известный исследователь-оккультист, коллекционер и практикующий маг Сесил

Хью Уильямсон (1909-1999), персонаж весьма и весьма примечательный. Колдовством он заинтересовался в детстве, когда случайно помог на улице женщине, отогнав от нее хулиганов, – она оказалась ведьмой. Позже в школе-пансионе Уильямсон встречается с еще одной колдуньей, и та не только посвящает его в азы своего ремесла, но и учит заговорам и проклятиям. Окончив школу, юный маг уезжает на несколько лет в Родезию (сейчас Зимбабве), где знакомится с местными целителями и шаманами и изучает их практики, при этом приходит к неожиданному выводу: африканская магия мало чем отличается от европейской.

В 1930 году Уильямсон возвращается в Англию, где продолжает свои исследования, попутно собирая оккультные предметы, и заводит важные знакомства с учеными-историками, антропологами, египтологами. Накануне Второй мировой войны мага вербует британская секретная разведывательная служба (МИ-6): Уильямсон возглавляет отдел колдовских исследований, цель которого – раскрыть планы нацистских оккультистов. Третий рейх вообще немыслим без магии – в нее искренне верили Рудольф Гесс и Генрих Гиммлер, не был скептиком и Йозеф Геббельс, который активно использовал астрологические предсказания и оккультные знаки как инструмент пропаганды.

В те же годы Уильямсон заводит дружбу с легендарным оккультистом Алистером Кроули и основателем Вики Джеральдом Гарднером. Именно с помощью Гарднера в 1951 году на острове Мэн, аккурат после снятия в Великобритании запрета на магию, колдун открывает свой первый Музей волшебства и колдовства, где выставляет собранные ими обоими артефакты – все, что так или иначе связано с магией и магами: от корней мандрагоры и кроличьих лапок до старинной копии «Молоха ведьм» и орудий, которыми их пытали. Однако из-за противоречия во взглядах на то, каким должен быть музей, Уильямсон и Гарднер серьезно поссорились. В 1954 году большая часть коллекции переезжает в глухую деревню в Глостершире, но местные христиане приняли открытие музея как личное оскорбление: на Уильямсона посыпались угрозы, его дом не раз закидывали коктейлем Молотова и даже вешали во дворе дохлых кошек. В 1960-м Уильямсон покупает дом в Бокасле и вновь открывает в нем свой музей – сейчас это главная достопримечательность города.

Незадолго перед смертью в 1996 году колдун продал музей. По рассказам его нового владельца Грэма Кинга, который первое время жил в комнате над залом, посвященным проклятиям, откуда по ночам раздавался странный шум, будто кто-то бил посуду, коллекционер винит в этом кукол вуду. Самый же пугающий предмет, на его взгляд, – это магическое зеркало: что-то наподобие кристалла у гадалок. Если долго всматриваться в глубь него, то можно увидеть черные лица и силуэты, рассказывают посетители.