История Кавказа всегда была овеяна легендами. Именно там, согласно греческим мифам, располагалась древняя страна Колхида.

Если же верить современной «мифологии», то кавказские горы сплошь населены инопланетянами, снежными людьми и даже… богами! Ну, пришельцами и монстрами в наше время никого не удивишь, а вот живые духи и божества, помогающие людям, – пока экзотика…

Целебные слезы Машука

Русские поэты неоднократно воспевали Кавказ, восхищаясь его красотой и величием. Одним из них был М.Ю.Лермонтов, убитый на дуэли у подножия горы Машук. Но куда более знаменита она своими целебными водами. Именно с ними связано происхождение ее названия. По преданию, давным-давно жила в этих местах голубоглазая красавица по имени Машуко, любившая юношу-джигита. Возлюбленный ее погиб в бою, и горе Машуко было настолько сильным, что она окаменела и превратилась в гору. А слезы, которые проливала несчастная девушка, забили из-под земли в виде ключей. И обладали они чудодейственной силой…

Сведения о целебных источниках Машука действительно уходят корнями в очень давние времена. Арабский путешественник Ибн Баттута в начале XIV столетия сообщал о пяти горах и находящихся на них ключах горячей воды, в которых купались тюрки. (Одна из высот по соседству с Машуком так и называлась - Бештау, Пятигорье.) Слухи о здешнем нарт-санэ, «богатырь-воде», распространялись далеко за пределами края.

Одними из первых оценили достоинства машукских источников солдаты из Константиновской крепости, сооруженной у подножья горы в 1780 г. Купание в горячих источниках заменяло служивым баню. От такой «санобработки» исчезали ревматические и кожные заболевания. К Горячим Водам, как стал называться возникший здесь городок (впоследствии он был переименован в Пятигорск), потянулись паломники со всех концов России. В 1803 г. Александр I издал высочайший указ «о признании кавказских вод лечебной местностью государственного значения». И по сей день люди едут сюда, надеясь оздоровиться и исцелиться от недугов, а может, как царь в сказке Ершова «Конек-Горбунок», и обрести вторую молодость после купания в живой воде.

Эльбрусский Прометей

Эльбрус же славится тем, что там обитает не кто иной, как знаменитый древнегреческий титан Прометей! Как такое возможно? Название горы происходит от персидского «Альборз», которое упоминается еще в священной «Авесте». Некоторые исследователи также считают, что это и есть гора Алатырь из русской сакральной традиции, «Богатырь-гора». Только древние звали ее на свой лад – Алатавр, а «тавр», как известно, по-гречески «бык». Бык же для славянских язычников символизировал бога Велеса.

Племена славян-русов верили, что Белая Алатырь-гора – это алтарь у трона Всевышнего. А на склонах ее расположены земной рай и ад (по-славянски – Ирий и Пекло). Кстати, Эльбрус соответствует описанию горы, у подножия которой, по преданию, князь Кий, сын Ария (прародителя арийцев) и внук Солнцебога Яра заложил древний град Киев (Кияр) еще до «матери городов русских». В славянских мифах Кияр – это святой град, духовная столица мира, нечто вроде гималайской Шамбалы.

На той же горе, по поверьям, был распят Огнебог (бог, подаривший людям огонь). Русы называли его Велесом, Симарглом и Финистом, иранцы – Огнеперым Симургом, индийцы – Агни Промати («огонь, который греет»), а древние греки – Прометеем. Но наиболее распространена легенда о боге, являющемся в обличье огромной птицы (у славян это Финист Ясный Сокол, хорошо знакомый нам по русским народным сказкам, у персов – божественная птица Симург). Что же касается Прометея, то Эсхил сообщает, что этот титан был прикован к скале в горах Скифии. А Цицерон приписывает герою слова о том, что его кровь сочится «на скалы Кавказа».

Имеет ли Эльбрус отношение к греческой мифологии, судить трудно. Однако в 1839 г. русский историк В.В.Пассек писал в «Очерках России»: «Почти все наши горские народы верят в горных духов. Абхазцы рассказывают, что на вершине горы Эльбрус есть страшная пропасть, в которой раздаются стоны и слышны звуки цепей; там лежит прикованный великан…» А специалист по истории Кавказа Н.Дубровин опубликовал исследование, сделанное по фольклорным записям. В нем говорится: «На высокой снеговой горе, на самой ее вершине, есть громадный шарообразный камень, на котором сидит старик с длинною до ног бородою, все тело его обросло седыми волосами, ногти на ногах и руках очень длинны и похожи на орлиные когти. Красные глаза его горят, как раскаленные угли. На шее, посредине тела, на руках и ногах тяжелая цепь, которою прикован он с незапамятных времен…» Существует и другое предание – о герое Само, прародителе кавказских народов, победившем чудовище Зоххаке. Вспомним еще один греческий миф – о Тесее и чудище Минотавре. Снова «Тавр»!

В наши дни гора примечательна тем, что вокруг нее постоянно кружат «тарелки». Заведующий лабораторией Кабардино-Балкарского государственного университета В.И.Алтухов даже выдвинул версию, что на горе находится одна из «баз НЛО». Предпринимались попытки отыскать места посадок, но пока все они остались безуспешными.

Соавтор: Юрий Супруненко