Карлов мост - известный исторический мост через реку Влтаву в Праге. Его строительство началось в 1357 году при короле Карле IV, и закончилось в начале 15-ого столетия. Будучи единственным мостом через реку в Праге, Карлов мост являлся важнейшим средством коммуникации между Старым Городом, Пражским Градом и смежными областями до 1841 года. Эта связь по 'твердой земле' сделала Прагу важным пунктом торгового маршрута между восточной и западной Европой. Мост вначале называли Каменным мостом или Пражским мостом, но в 1870 году он стал Карловым мостом.
Мост имеет 516 метров в длину и почти 10 метров в ширину, покоится на 16 опорах, огражденных ледоломами. Он защищен тремя башнями, две из них на стороне Малой Страны и третья на стороне Старого Места. Староместскую башню моста часто считают одной из самых удивительных гражданских построек готического стиля в мире. Мост украшен протяженной аллеей из 30 статуй и скульптур, большинство из них в стиле барокко, установленных примерно в 1700 году.
Ночью Карлов мост - безмолвный свидетель средневековья. Но днем он преображается в весьма деловое место. Художники, киоскеры и прочие торговцы борются за внимание многочисленных туристов, идущих по мосту.
Необходимость в постройке нового моста появилась после того, когда старый мост Юдит, построенный в романском стиле примерно в 1170 году, и названный в честь жены короля Владислава I Юдит, был разрушен наводнением в 1342 году. Королевские астрологи и нумерологи определили точный момент времени, когда Карл IV лично заложил камень в основание, 9 июля 1357 года, в 5:31. Этот момент может быть выражен числом 135797531. Данная палиндромическая последовательность возрастания и спуска по нечетным цифрам вырезана на Староместской башне моста. Строительством руководил Петер Парлер, и вел его "magister pontis", Ян Oтл.
Мост построен из Богемского песчаника. Существует легенда, гласящая, что для усиления строительного раствора, связующего каменные блоки, использовались яйца. Хотя это и не может быть проверено, современные лабораторные исследования действительно доказали наличие неорганических и органических компонентов в строительном растворе. Строительство Карлова моста продолжалось до начала 15-ого столетия. На содержание моста взималась пошлина, сначала располагавшимся неподалеку религиозным орденом Рыцарей Креста и Красной Звезды, а затем Староместским муниципалитетом (до 1815 года).
В своей истории Карлов мост пережил несколько разрушений и становился свидетелем многих исторических событий. Наводнение в 1432 году повредило три опоры. В 1496 году третья арка (от Староместской стороны) сломалась после того, как одна из опор опустилась, будучи разрушена водой (ремонт был закончен в 1503 году). Спустя год после Сражения у Белой Горы, когда 21 июня 1621 года были казнены 27 вождей антигабсбургского восстания, на Староместской башне моста были выставлены головы казненных, чтобы лишить чехов воли к дальнейшему сопротивлению.
В конце Тридцатилетней войны в 1648 году шведы заняли западный берег Влтавы и по мере того как они попытались продвинуться в Старый Город, самые тяжелые сражения проходили прямо на мосту. Во время боев была сильно повреждена одна из сторон Старместской башни моста (сторона прямо перед рекой), и остатки почти всех готических художественных украшений позже пришлось удалить. В конце 17 и начале 18 столетия мост приобрел свой нынешний облик, когда была установлена аллея статуй в стиле барокко. Во время большого наводнения в 1784 году были сильно повреждены пять столбов, и хотя арки не ломались, движение по мосту пришлось на время значительно ограничить.
Первоначальная лестница к острову Кампа была в 1844 году заменена на новую. В следующем году еще одно большое наводнение угрожало мосту, но мост избежал серьезных повреждений. В 1848 году во время революционных событий мост выстоял в канонаде, но некоторые из статуй были повреждены. В 1866 году на балюстраде были установлены псевдоготические газовые (позже замененные на электрические) фонари. В 1870-ых годах через мост (официально названный "Карловым мостом" после 1870 года) прошел маршрут первого регулярного общественного транспорта (автобус), который позже заменила линия конки. Башни моста подверглись полной реконструкции между 1874 и 1883 годами.
5 сентября 1890 года Прагу постигло очередное разрушительное наводнение и сильно повредило Карлов мост. Тысячи плотов, бревен и других плавающих обломков, которые прибило из мест выше по течению, постепенно сформировали огромный барьер, напиравший на мост. Три арки были сорваны большим давлением, и две опоры были разрушены водой, в то время как другие были частично повреждены. Вместе с пятой опорой две статуи – Св. Игнатия Лойолы и Св. Ксавьера, обе работы Фердинанда Брокофа - также упали в реку (первая из них была заменена скульптурной группой Кирилла и Мефодия Карла Дворжака, а последняя была заменена точной копией оригинала). Ремонтные работы продлились два года (мост был вновь открыт 19 ноября 1892 года), и обошлись в 665000 крон.
В начале 20 столетия на Карловом мосту резко возросло движение тяжелого транспорта. 15 мая 1905 года стало последним днем линии конки на мосту, которая была заменена электрическим трамваем, а после 1908 года автобусами. В конце Второй мировой войны в Староместских воротах башни моста была построена баррикада. В 1965 - 1978 годах совместными усилиями различных научных и культурных учреждений был произведен капитальный ремонт моста. Была проверена устойчивость опор, заменены все поврежденные каменные блоки, удалено асфальтовое покрытие, и запрещено движение транспорта через Карлов мост. С тех пор он открыт только для пешеходов. Ремонт стоил 50 миллионов крон.
В течение 1990-х некоторые люди стали критиковать предыдущую реконструкцию моста и предлагать провести новую. На начало нового тысячелетия большинство экспертов, казалось, согласилось с тем, что предыдущая реконструкция моста не была безупречна, и обсуждали необходимость дальнейшего вмешательства. Однако, после разрушительного наводнения 2002 года (которое непосредственно нанесло лишь незначительный ущерб мосту), было решено, что необходим ремонт и стабилизация двух столбов (номер 8 и 9) на Малостранской стороне моста.
Это единственные речные опоры, которые не были восстановлены после наводнения в 1890 году. Наводнения усилили голоса сторонников полной реконструкции моста и, на момент 2005 года, текущий ремонт опор рассматривался как первая фаза реконструкции, которая, прежде всего, сконцентрируется на построении новой системы гидроизоляции, защищающей мост. В целом реконструкция будет производиться постепенно, не приводя к закрытию моста и, как намечается, закончится в 2007 году.
Аллея из 30 статуй и скульптур в стиле барокко, расположенная на балюстраде, формирует уникальную связь художественных стилей с изначальным готическим стилем моста. Большинство скульптур было установлено между 1683 и 1714 годами. Они изображают различных святых и святых заступников, почитавшихся в те времена. Самые известные богемские скульпторы того времени приняли участие в украшении моста, среди них Матиас Браун, Ян Брокоф и его сыновья Михаил Йозеф и Фердинанд Максимилиан.
Среди самых известных скульптур можно назвать скульптуры Св. Лутгарда, Св. Распятия и Св. Яна Непомуцкого. Известна также статуя рыцаря Брунсвика, хотя она и не принадлежит главной аллее.
Начиная с 1965, года все статуи систематически заменялись точными копиями, а оригиналы были выставлены в залах Национального Музея.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Туризм
- →
- Что посмотреть ?
- →
- Карлов мост в Праге
Что посмотреть ?
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат