Римляне, галлы и Людовик VII в родословной Нотр-Дама

Остров Сите – место, с которого начинается жизнь Парижа. Именно здесь, в точке отсчета истории столицы Франции, вокруг которой рос и развивался город, расположен Собор Парижской Богоматери. Величественное здание прекрасно во всех отношениях: на него открывается замечательный вид с берегов Сены, оно находится на месте, где древние храмы передают религиозную эстафету современным, в нем хранятся ценнейшие реликвии церкви, и, наконец, сюда можно просто прийти, чтобы помолиться Богу.

Собор Парижской Богоматери или Notre Dame de Paris – архитектурное сооружение, которое повидало за свои восемь веков немало. Его строительство началось в 1163 году, при Людовике VII Французском. Место строительства было выбрано не случайно. Оно блестяще демонстрировало преемственность преданных вере поколений сначала римлян и галлов, а потом и христиан. Ведь на острове Сите когда-то стоял храм Юпитера, а затем – первая христианская церковь Парижа - базилика Святого Стефана.

Родоначальники проекта Нотр-Дама и его и знаменитый фасад

В строительстве Нотр-Дама принимало участие несколько архитекторов. Это вполне объяснимо, ведь собор строился почти триста лет. Тем не менее, главными строителями Собора Парижской Богоматери считаются Жан де Шель и Пьер де Монтрей. К моменту начала своей работы над Нотр-Дамом оба архитектора уже имели достаточно богатый послужной список. Так, Пьер де Монтрей, например, имел непосредственное отношение к строительству часовни Святой Капеллы, расположенной тут же, на острове Сите.

Из архитектурных особенностей созданного де Шелем и де Монтреем проекта больше всего известен фасад собора. Он разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями. Нижний ярус имеет три глубоких портала. Над порталами расположена аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи. Впрочем, это отнюдь не значит, что другие ракурсы собора впечатляют меньше. При взгляде на Собор Парижской Богоматери с западной стороны хорошо виден дубовый, покрытый свинцом шпиль собора высотой 96 метров.

Смешение архитектурных стилей и уникальный интерьер собора

О том, что к возведению Нотр-Дама за триста лет успели приложить руку разные архитекторы, свидетельствуют отличающиеся по стилю и разные по высоте западная сторона Нотр-Дама и его башни. Как правило, именно по ним все узнают географическое и духовное «сердце» Парижа, ярко демонстрирующее смешение романского и готического стилей. Однако фасад собора – далеко не единственное достоинство этого архитектурного сооружения, как может показаться в силу его гипер символичности. Ведь именно в Нотр-Даме хранится реликвия христиан – Терновый венец Иисуса Христа.

Кроме того, помимо многочисленных скульптур, расположенных практически на всех уровнях здания вплоть до шпиля, и знаменитых роз, кстати, самых больших в Европе, Собор Парижской Богоматери обладает поистине фантастическим интерьером, где установлен один из старейших в мире органов. Любопытно, что внутреннее убранство Нотр-Дама поражает даже при отсутствии в нем настенных росписей. Отчасти это заслуга писателя Проспера Мериме, который настоял, чтобы при реставрации в XIX веке витражи собора сделали цветными.

Собор Парижской Богоматери и произведения искусства

Когда звонят колокола Нотр-Дама, невольно вспоминается роман писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», увековечивший славу многовековой достопримечательности Парижа. Сам автор в предисловии написал «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». С тех пор собор еще не раз появлялся в многочисленных произведениях искусства. Свежий пример – одноименный мюзикл Ричарда Коччанте и Люка Пламондона, выпущенный в 1998 году.

Мюзикл был переведен на несколько иностранных языков, в том числе и на русский, а его мелодии заняли в топах мировых хит-парадов первые места. Однако Нотр-Дам не только приносит вдохновение, но и сам принимает в дар его плоды. В часовнях, расположенных в правой части собора, можно увидеть картины и скульптуры самых разных художников. Согласно многовековой традиции они преподносятся свои творения в дар Нотр-Даму каждый год в первый день мая.