ROM, который строился несколько раз

Королевский музей Онтарио (Royal Ontario Museum) имеет как большое культурное, так и важное архитектурное значение. Под сводами музея собраны уникальные экспонаты. Часть из них перешла к музею по наследству, когда из подразделения Университета Онтарио он был преобразован в самостоятельное учреждение (1968). Часть добыли ученые в ходе экспедиций. Часть экспонатов связана не только с историей, но и с классическим и современным искусством, а также культурными традициями.

Помимо ценности экспозиций в ROM (как музей сокращенно называют местные жители) внимания заслуживает и его архитектура. Дело в том, что здание музея строилось в несколько этапов, в разные эпохи, каждый раз расширяясь. Разное время строительства частей здания наложило отпечаток на их архитектуру. Особенно это стало заметным после того, как на фоне неоромантизма и готического стиля давно минувших десятилетий в архитектуре добавленного в начале XXI века к зданию крыла музей вдруг приобрел ярко выраженные черты деконструктивизма.

Экспонат, который превратился в музей

Когда американец польского происхождения Даниэль Либэскинд любовался кристаллами минералов, которые были выставлены в одном из залов старого здания Королевского музея Онтарио, ему пришла в голову идея придать новому зданию именно его форму. Первый эскиз он начертил прямо на попавшейся под руку салфетке. В итоге результат последнего этапа строительства музея так и назвали – «Кристалл». Однако конструкция этого крыла музея напоминает отнюдь не только о мирном геологическом образовании, но и о бурных процессах, происходящих в земной коре.

Элементы конструкции, на 25% состоящие из стекла и на 75% - из алюминия, подобно разломам во время землетрясения, «сдвигаются» и «раздвигаются», напоминая о могуществе природных стихий. А на фоне основного комплекса сооружений ROM кристаллообразное крыло Майкла Ли-Чина, названное так в честь одного из меценатов проекта, «Кристалл» выглядит, как прорастающий сквозь старые дома гигантский еж.

Хотели «как лучше», а получилось «из ряда вон»

Жители этого района Торонто, конечно, хотели как-то разбавить кажущееся им серым и скучным существование, но такого вряд ли кто-то ожидал. Стоит отметить, что на конкурс было представлено около полусотни проектов. Предпочтение, которое отдали Либэскинду, у немалого числа жителей вызвало неприятие. Несмотря на это, в 2007 году «Кристалл» Королевского музея Онтарио был торжественно открыт. На его строительство ушло ни много, ни мало - 270 млн. канадских долларов.

Для самого Либэскинда проект вряд ли был чем-то экстравагантным. Накануне он аналогичным образом спроектировал здание Еврейского музея в Берлине. Но в случае с Королевским музеем Онтарио была налицо совершенно иная смысловая нагрузка. Она не очень-то вязалась с колючим обликом здания, хотя Либэскинд доходчиво объяснял причины, по которым так поступил. Впрочем, по просьбе сотрудников музея он все-таки исключил из проекта прозрачные и опасные для экспонатов стеклянные стены.

«Кристалл» - символ преемственности поколений

Если раньше популярность Королевского музея Онтарио неумолимо падала, то после появления спроектированного Либэскиндом крыла, она стала ошеломляющей. На музей обратила внимания не только провинция Онтарио, фигурирующая в названии музея, не только вся Канада, но и весь мир. Несмотря на противоречивые отклики прессы и экспертов, «Кристалл» был признан шедевром современной архитектуры. Сам Либэскинд постарался не ударить лицом в грязь, старательно позаботившись и об интерьере здания.

Интерьер, в противоположность экстерьеру, спокоен и даже изящен. Вестибюли и выставочные залы «Кристалла» прекрасно приспособлены к возложенным на них функциям. Даже переходные пространства имеют не просто интригующий вид, но и громкие названия: например, «Дом духов» или «Лестница чудес». А на пятом уровне, в вершине «Кристалла», расположился ресторан, откуда открывается потрясающий вид на Торонто вплоть до горизонта. Так, по примеру строящегося каждый век нового здания Королевского музея Онтарио одно поколение передает эстафету научных открытий и шедевров искусства другому.