Крупнейшие отечественные авиаперевозчики, такие как «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7 («Сибирь») и «ЮТэйр», отменяют комиссионное вознаграждение для посредников, сообщил генеральный директор Biletix Александр Сизинцев. В других сервисах по бронированию авиабилетов сообщили «Газете.Ru», что пока получили официальное извещение о фактическом обнулении агентского вознаграждения только от «Аэрофлота», но разговоры о понижении вознаграждения ведутся и с другими авиакомпаниями.

Речь идет о комиссии, которую авиакомпании выплачивали билетным кассам и онлайн-трэвел-агентствам (OTA) за продажу билетов на их рейсы. Пока нововведения коснутся только внутрироссийских маршрутов.

В настоящее время комиссия агентств за продажу авиабилета составляет 0,1–5%, а на некоторых направлениях доходит и до 9–10% от тарифа, пояснили «Газете.Ru» в нескольких сервисах по бронированию авиабилетов. Эффективная ставка вознаграждения была около 2–5% с каждого проданного авиабилета. «Размер комиссии определялся продемонстрированным ростом показателей продаж за отчетный период. Исходя из этого, условия авиакомпаний для различных агентств могли разниться, при этом наиболее крупные и успешные агентства получали наибольшие преференции», — пояснил гендиректор онлайн-трэвел-агентства Biletix Александр Сизинцев.

Но в ближайшее время ситуация изменится. С 1 января 2016 года базовый размер вознаграждения на внутрироссийских рейсах «Аэрофлота» составит символический рубль.

Другие авиакомпании, входящие в группу «Аэрофлот» («Победа», «Оренбургские авиалинии», «Россия», «Донавиа»), пока не решились на такой же шаг. По данным «Газеты.Ru», доля продаж внутренних рейсов разнится от 50 до 80% в зависимости от агентства. На международных рейсах комиссия сохранится на уровне 3%, но на зарубежных маршрутах уже более года наблюдается значительное снижение пассажиропотока. В категорию международных попадут и рейсы за рубеж из регионов с пересадкой в других российских городах (в основном в Москве), оформленные одной бронью. Комиссию сохранят и в качестве стимуляции продаж на определенных направлениях: например, в случае запуска нового рейса или для увеличения заполняемости непопулярного маршрута перевозчик будет предлагать агентам более высокие комиссионные вознаграждения, но действовать они будут определенные периоды времени.

Пассажиры часто предпочитают пользоваться билетными агентствами из-за более низкой, чем на сайте авиаперевозчика, цены.

Но такое положение дел не устраивает перевозчиков, которые уже несколько лет стремятся перетянуть покупателей на свой сайт, сокращая долю клиентов, купивших авиабилеты через посредников. Увеличение доли продаж на собственных сайтах позволит авиакомпаниям сократить издержки, связанные с предоставлением комиссии билетным агентам. «Данная стратегия особенно востребована сейчас на фоне прекращения роста спроса», — считает Сизинцев.

Разговоры о том, что авиакомпании намерены отменить либо снизить размер комиссионного вознаграждения для билетных агентств, ведутся уже несколько лет.

Авиакомпании пересматривают ценовую политику регулярно в соответствии с экономической ситуацией, рассказали в Anywayanyday. Первой авиакомпанией, урезавшей базовую величину вознаграждения для агентов, стала S7 («Сибирь»). Комиссия была понижена до 0,1% от тарифа, который в общей стоимости билета может варьироваться от 20 до 95%. Помимо этого, в начале 2014 года S7 заявила, что только на ее собственном сайте либо через мобильное приложение возможно приобрести авиабилеты по наиболее низкой цене. Если покупатель найдет на других сервисах более выгодные предложения с аналогичными параметрами запроса (более 50 руб. разницы), то авиакомпания обязывалась отменить авиабилет и вернуть пассажиру все средства без штрафов и сборов.

Следом за ней такую модель принял и «Аэрофлот», введя базовый тариф в размере 0,1%. Но «Аэрофлот» продолжил выплачивать агентам бонусы: в 2015 году они выдавались по двум категориям — за объем и за рост продаж. Суммарно это давало до 5%, если объемы продаж были высокими, рассказал гендиректор сервиса планирования путешествий DaTravel.com Владислав Шевцов.

Летом текущего года и вовсе разразился скандал, в центре которого оказалась авиакомпания «Трансаэро».

В середине августа на тот момент второй по уровню пассажиропотока авиаперевозчик в стране запретил агентам продавать билеты на свои рейсы со скидками, при этом на своем сайте перевозчик предлагал цены на билеты значительно ниже тех, что агенты видели в GDS (глобальной дистрибуторской системе, которая используется в работе с агентствами). Как говорилось в открытом письме билетного агента Anywayanyday, разница доходила до 4 тыс. руб.

Снижение либо отказ авиакомпаний в агентском вознаграждении — мировой тренд последних лет. Как рассказал гендиректор OneTwoTrip Михаил Соколов, у Delta Airlines на внутриамериканских направлениях и международных рейсах из США в большинстве случаев предполагается нулевое вознаграждение для агентов, а на рейсах в США из других стран авиаперевозчик может давать бонусы, так как конкурирует с другими игроками. Похожую политику на российском рынке, по словам Соколова, проводит «Аэрофлот».

Из-за отмены комиссий есть вероятность снижения продаж через агентства и уменьшения числа самих агентств, предполагают в Туту.ру, добавляя, что «делать прогнозы пока сложно». Не исключено, что тенденция к сокращению агентского вознаграждения может привести к уменьшению числа агентов на рынке, полагает Михаил Соколов. «Но для лидеров рынка это хорошая новость: агенты больше начнут конкурировать не за счет демпинга, а с точки зрения сервисов и качества продукта и обслуживания. Люди же будут покупать там, где удобнее». Похожего мнения придерживаются в Anywayanyday. По словам их представителя, «на количество больших агентств новая политика «Аэрофлота» не повлияет, хотя, возможно, некоторые небольшие агенты станут субагентами более крупных игроков или уйдут с рынка».

Билетным агентам придется расширять спектр дополнительных услуг: продавать страховки, билеты на поезда либо на аэроэкспрессы, предлагать арендовать на сайте автомобиль и забронировать отель. Большинство крупных сервисов уже пошли по этому пути, диверсифицируя источник доходов за счет новых продуктов, сходятся во мнении опрошенные «Газетой.Ru» агентства.

Главным вопросом остается, вырастет ли в результате такого изменения в договорных отношениях стоимость авиабилетов для пассажира.

Сервисы имели возможность предлагать более дешевые билеты своим клиентам за счет того, что частично делились с ними своим агентским вознаграждением, полагает генеральный директор Ozon Travel Дмитрий Яковлев. После того как за продажу билетов на внутренних рейсах агенты станут получать рубль, делиться будет уже нечем. Найти билет дешевле, чем на сайте авиакомпании, уже не получится, что может незначительно повысить средний чек на авиабилеты.

Авторы: Елена Платонова, Карина Романова