Большинство населения России отмену плацкартных вагонов воспринимает примерно так: если раньше при поездке летом к морю у нас оставались деньги на чурчхеллу и катание на «банане», то теперь из всех развлечений останется только собирание ракушек.

Глава РЖД Владимир Якунин заявил, что в ближайшее время его компания намерена полностью отказаться от плацкартных вагонов. «Я считаю, что такой анахронизм, как плацкартный вагон, который сохранился только в нашей стране, конечно, должен уступить место более комфортным видам перевозки людей», — уточнил Якунин.

По мнению главы РЖД, на смену плацкартным могут прийти двухэтажные купейные вагоны, стоимость проезда в которых приблизилась к стоимости проезда в плацкартных вагонах.

И ведь во многом с Якуниным не поспоришь. Действительно, в начале XXI века вагон, в котором вповалку спят 54 человека, не считая маленьких детей, не выглядит верхом прогресса. И сложно спорить с тем, что ездить в более комфортных условиях лучше.

Но тут ведь надо задаться другим вопросом: а почему, собственно, с момента начала продажи билетов первыми, как горячие пирожки, раскупаются билеты именно в плацкартные вагоны?

Может, мы нация убежденных мазохистов, которые просто не могут путешествовать без ночевок в полусогнутом положении на верхних боковых полках, и жизни себе не представляющих без духоты, сдобренной изысканными ароматами туалета?

Да нет, на самом деле большинство россиян с удовольствием ездили бы и в купе, и в мягких вагонах, и в люксе, но…

Для большинства это непозволительная роскошь. Железнодорожный транспорт, основная связующая регионы система, предпочитает перевозить грузы, а не пассажиров. Два-три раза в год руководство РЖД сетует на убыточность пассажирских перевозок. А поскольку полностью отказаться от них не получится при всем желании, происходит медленное, но верное увеличение цены билетов на поезд.

Наши авиакомпании никак нельзя заподозрить в скромных аппетитах — билеты на авиаперелеты отнюдь недешевы. Однако цена поездки в купейном вагоне сегодня сопоставима с ценой билета на самолет, а порой и превышает ее. При этом в одном случае речь идет о поездке продолжительностью в двое суток, а в другом — о перелете, занимающем три-четыре часа.

Стоимость поездки в фирменном поезде «Енисей» от Москвы до Красноярска составит в плацкарте 6465 рублей, в купе 9734 рубля. Добраться же самолетом можно за 11400 рублей. Разница с купейным вагоном меньше двух тысяч, при этом на месте в первом случае вы будете через 60 часов, а во втором — через четыре с половиной.

На мой взгляд, и железнодорожные, и авиационные билеты в России стоят непозволительно дорого, и фактически создают дополнительные «финансовые барьеры» для передвижения граждан по стране.

Но человек, выбирающий меньшее из зол, бежит покупать плацкартный билет. Пусть в духоте и тесноте, но хоть не с пустым кошельком.

Может, я что-то пропустил, но никакого глобального снижения цен на железнодорожные перевозки нам не сулят. Больше того, тарифы продолжают расти, в отличие от благосостояния большинства граждан.

И на этом фоне рассказы о комфорте новейших вагонов и их преимуществах перед плацкартными выглядят примерно так же, как разговоры об изысканности фондю и фуа-гра с людьми, питающимися картошкой с дешевыми сосисками.

Большинство населения России отмену плацкартных вагонов воспринимает примерно так: если раньше при поездке летом к морю у нас оставались деньги на чурчхеллу и катание на «банане», то теперь из всех развлечений останется только собирание ракушек на берегу. Все остальное уйдет на оплату комфорта новых железнодорожных вагонов.

Автор статьи: Андрей Сидорчик