Авиакомпания "Аэрофлот" попыталась значительно уменьшить обещанный объем компенсационных выплат пассажирам, застрявшим по вине перевозчика в московском аэропорту Шереметьево и других аэропортах в конце декабря. "Аэрофлот" опубликовал заявление о порядке компенсации, в котором вводит целый ряд критериев и условий для ее получения. Эти правила лишают компенсаций тысячи проведших многие часы в аэропортах пассажиров, сообщает соб.корр. Travel.ru.

Напомним, что в разгар предновогоднего кризиса, вызванного отсутствием у "Аэрофлота" противообледенительной жидкости, перевозчик опубликовал сообщение, в котором пообещал, что "всем пассажирам задержанных рейсов из Москвы в период с 26 по 28 декабря будет выплачена компенсация в размере стоимости перевозки в один конец". Однако сейчас, после того, как волна возмущения пассажиров улеглась, компания предлагает уже не денежную компенсацию, а только ваучер, который можно будет использовать для оплаты билета того же "Аэрофлота" до конца 2011 года. Ценность такой компенсации сомнительна, поскольку не всем пострадавшим пассажирам потребуется в будущем снова летать "Аэрофлотом" - тем более после столь неудачного предпраздничного перелета. При этом выдать такие ваучеры "Аэрофлот" теперь собирается уже не всем задержанным пассажирам, а только тем, чей рейс был отложен более, чем на 8 часов.

Более того, в заявлении компании упомянуты только пассажиры, ожидавшие вылета в Шереметьево 25-29 декабря. Не вполне ясно, почему компенсация не распространяется на всех пассажиров "Аэрофлота" - ведь в других аэропортах точно так же задерживались его обратные рейсы. Кроме того, в заявлении ничего не сказано о компенсациях тем пассажирам, которые вынуждены были сдать билет и отправиться к месту назначения рейсами других авиакомпаний, лучше соблюдавших расписание. В общей сложности в конце декабря было аннулированы или существенно задержаны, по приблизительному расчету, более тысячи рейсов "Аэрофлота". По данным самой компании, за пять дней с 25 по 29 декабря она выполнила только 640 рейсов, из которых 227 по графику. Число отмененных рейсов "Аэрофлот" не публиковал, однако известно, что обычно он совершает около 300 рейсов в день.

Не вполне ясен и механизм расчета компенсаций. В заявлении "Аэрофлота" сказано, что ваучер будет выдан на сумму, соответствующую тарифу перевозки из Москвы в одну сторону. Непонятно, входят ли в эту сумму оплаченные пассажиром сборы - аэропортовые и так называемые топливные, составляющие во многих случаях существенную часть общей стоимости билета. Если не входят, то размер компенсации окажется значительно меньше реальной цены перевозки в один конец.

При этом автоматической выдачи ваучеров "Аэрофлот", разумеется, тоже предусматривать не стал, хотя вся необходимая информация для этого в распоряжении перевозчика есть. Компания максимально затруднила получение компенсации, предложив пассажирам лично обращаться за ней до 28 февраля в офисы компании, которые есть далеко не в каждом городе.

Дополнительным условием стало предоставление пассажиром целого "комплекта документов", включающего оригинал посадочного талона (который пассажир имеет право оставить у себя, а не возвращать авиакомпании, и который многие уже просто выбросили после перелета), копию паспорта и некое "подписанное соглашение установленного образца", которое можно получить в офисе компании. О чем речь в "соглашении" - неизвестно. Не исключено, что одним из его условий является отказ от дальнейших претензий пассажира к "Аэрофлоту".

При отсутствии "полного пакета документов" либо "отсутствии рейса пассажира в прилагаемом списке рейсов" клиенту предлагается отправить заявление в головной офис компании "для рассмотрения в установленном порядке". О каком таком списке рейсов речь и кто и на каком основании его формировал - неясно: на сайте компании он отсутствует.

Напомним, что в соседнем Евросоюзе уже несколько лет действуют совсем другие правила компенсации. Они предусматривают выплаты в размере от 250 до 600 евро уже при задержках от 2 до 4 часов по вине перевозчика. При этом пассажир вправе сам выбирать форму компенсации - будет ли она денежной или в виде ваучера.

Таким образом, громогласные декабрьские заявления "Аэрофлота" о компенсациях всем задержанным в Москве пассажирам оказались фикцией. Компенсации, причем в усложненной форме, достанутся далеко не всем, а только тем, чей рейс оказался в неком неизвестном списке, и кто проявит при этом достаточно настойчивости, чтобы прийти в офис компании и заполнить там документы или обратиться в головной офис. Все это перевозчик именует "акцией репутационной поддержки".

Остальным остается утешаться чтением заявления гендиректора "Аэрофлота" на сайте компании, где рассказывается об ужасных условиях, с которыми столкнулся перевозчик в декабре. В частности, повествуется о "ледяных дождях, которые превращали самолеты в сосульки, толщина обледенения фюзеляжей доходила до 5 см". Каким образом самолеты других компаний в том же Шереметьево в сосульки не превратились и отправлялись, как правило, без существенных отклонений от графика - на сайте "Аэрофлота" умалчивается. Среди прочего, в заявлении обещано "извлечь уроки" из этой ситуации. Судя по механизму компенсации пострадавшим пассажирам, уроки извлечены весьма своеобразные.