В разгар сезона летних отпусков информационный канал Subscribe.ru и сервис онлайн опросов "Глас Рунета" провели исследование наиболее популярных среди пользователей Рунета видов отдыха и составили рейтинг туроператоров, работающих в России.

В опросе приняли участие более 3500 работающих и/или учащихся российских интернет-пользователей в возрасте от 18 лет и старше, представляющих наиболее активную (месячную) аудиторию Рунета. Из общего числа всех работающих по найму респондентов 93% имеют право на установленный законом оплачиваемый работодателем отпуск. Однако почти 6% из числа последних этим правом в нынешнем году не воспользуются. Примерно 45% среди них на момент опроса уже использовали свое право на отпуск, в том числе, половина из них (52%) частично - до 14 дней, а другая часть (46%) - свыше 14 дней. С другой стороны, 85% собираются использовать свое право на отпуск, в том числе, около половины из них (43%) частично - до 14 дней, а другая половина (55%) - свыше 14 дней. Наконец, около 8% среди тех, кто имеет право на установленный законом оплачиваемый работодателем отпуск, на момент опроса находились в отпуске.

Внес ли экономический кризис коррективы в планы российских интернет-пользователей на отпуск или каникулы в 2010 году? Как утверждают 41% респондентов работающих по найму, а также 37% являющихся предпринимателями или работающих самостоятельно, кризис никак не повлиял на их отпускные планы. Среди респондентов, работающих по найму, только 5% в нынешнем году вынуждены отказаться от отпуска совсем или будут отправлены в вынужденный отпуск без содержания; 3% пришлось сократить продолжительность отпуска, а 15% искать более дешевый, по сравнению с запланированным или привычным, вариант его проведения.

Среди респондентов, являющихся предпринимателями или работающих самостоятельно, около 6% вынуждены отказать себе в ежегодном плановом отдыхе; 6% пришлось сократить его продолжительность, а 11% искать более дешевый, по сравнению с запланированным или привычным, вариант его проведения.

Лишь около 3% респондентов работающих по найму и около 4% респондентов являющихся предпринимателями или работающих самостоятельно заявили, что кризис повлиял на их отпускные планы скорее положительно, так как стали возможны недоступные ранее (дорогостоящие) варианты отдыха. Наконец, примерно каждый пятый опрошенный российский интернет-пользователь не строит планов на отдых в условиях кризиса и действует по ситуации.

Большинство опрошенных российских интернет-пользователей, кто имеет в нынешнем году отпуск или каникулы, проведут их отдыхая на курорте (44%), на даче или в деревне (27%), работая по дому, в саду, на огороде (16%). Около 19% отправятся в экскурсионный тур, круиз, а около 8% на охоту, рыбалку. Еще около 10% проведут отпуска и каникулы в занятиях спортом и туризмом. Около 8% ожидает лечебно-профилактический отдых, санаторий. Большинство (61%) будут отдыхать в России, но 34% отправятся дальнее зарубежье, а еще 11% - в страны бывшего СССР.

При организации и выборе места своего отдыха 15% опрошенных российских интернет-пользователей предпочитают привычные и проверенные варианты, а 9% - новизну, даже с элементами риска. Большинство же (74%) любят в организации отдыха как новизну, так и уже привычное, известное. В организации своего отдыха большинство российских интернет-пользователей ценят возможность увидеть новое, путешествовать (66%) и развлечься по своему желанию (42%). Для 34% важны тишина и покой, для 33% - возможность укрепить здоровье, подлечиться, для 31% - расширить кругозор, пополнить знания, для 27% - общение, встречи с интересными людьми. При выборе места отдыха большинство российских интернет-пользователей уделят наибольшее внимание климатическим, погодным условиям (62%), комфортным условиям проживания (48%), доступности цен на товары и услуги (48%), наличию культурно-исторических достопримечательностей (38%).

Среди тех российских интернет-пользователей, для кого актуальна задача организации в нынешнем году очередного отпуска или каникул, 66% предпочитают самостоятельно организовывать свой отдых и только 26% планируют воспользоваться услугами туристических компаний. Очевидно, что те, кто планирует организовать свой ближайший отпуск или каникулы с помощью туристических компаний (то есть, отправиться в экскурсионный тур или на комфортабельный курорт), понесут в целом наибольшие затраты: примерно 30% из них рассчитывают на сумму 1000$ и более, а 36% - на сумму 601-1000$ в расчете на одного отдыхающего члена семьи. Фактором, существенно увеличивающим указанные траты, выступает география поездок: среди тех, кто отправится в страны дальнего зарубежья, 32% планируют расходы свыше 1000$, а еше 33% - от 601$ до 1000$; среди тех, кто остается в России, около 30 % не планируют дополнительных расходов помимо текущих.

Было бы естественным предположить, что многим интернет-пользователям свойственно приобретать услуги туристических компаний (туры, путевки) через интернет. Однако чуть более 3% делают это систематически, а 13% имели такой опыт и намерены его продолжать. Доля тех, кто не имел подобного опыта, но желал бы попробовать, составляет 26%, а доля тех, кто не делал таких покупок и не желает делать этого в будущем 50%. Заметно чаще интернет используется для приобретения билетов (15% делают это систематически, а 25% имели такой опыт и намерены его продолжать) и бронирования гостиниц (7% делают это систематически, а 16% имели такой опыт и намерены его продолжать).

Для составления рейтинга узнаваемости туристических компаний, работающих в России, мы предложили респондентам выбрать из списка все известные им названия фирм. В числе десяти наиболее известных туроператоров российские интернет-пользователи назвали Тез Тур (50%), Корал Трэвел (42%), Натали Турс (42%), Интурист (33%), Магазин горящих путевок (33%), Нева (33%), Пегас Туристик (29%), Санрайз Тур (28%), Роза Ветров (26%), Капитал Тур (20%). На вопрос "Услугами каких туристических компаний Вы пользовались или/и воспользуетесь в нынешнем году" отвечали те респонденты, кто собирался или собирается в нынешнем году организовать свой отдых с помощью туристических компаний или воспользоваться какими-либо из предлагаемых ими услуг. Лидером рынка здесь, как и в прошлом году, выступает Тез Тур (около 11% от числа всех возможных обращений к услугам туристических компаний).

Далее с заметным отрывом следует группа таких компаний как Пегас Туристик (7%), Корал Трэвел (6%), Натали Турс (5%), Нева (5%), Магазин горящих путевок (3%), Интурист (2%), Мострэвел (2%), Капитал Тур (2%), Anex Tour (2%).

При поиске информации о туристических компаниях и поездках 28% респондентов не пользуются интернет-ресурсами, посвященными туризму и путешествиям. Около 25% посещают корпоративные сайты туристических компаний.

Если же говорить о специализированных ресурсах, то наиболее посещаемыми являются Туристическое агентство "1001 Тур" (15%), Путешествия@mail.ru (12%), Отзыв.Ру - отзывы и фото туристов (12%), Travel.ru - сервер туризма и путешествий (12%), в Отпуск.Ру - туристический портал (11%), Turizm.ru - каталог путешествий (11%), "Туры.Ру" - база туров (8%), Ayda.ru - Отзывы туристов (8%), Tophotels.ru - все отели мира (8%), "Сто дорог" - туристический сервер (6%), Рамблер-Путешествия (5%), Turpoisk.ru - Поиск туров и отелей (5%), Turgid.ru - Мир путешествий (4%), Gooddays.ru - горящие туры и путевки (4%), "Турция.Ру" Отдых в Турции (4%).