Облако вулканического пепла из Исландии нарушило планы не только сотен авиакомпаний и миллионов пассажиров.

Тысячи отелей также понесли урон, забронированные номера пустуют, гости не могут приехать. Как сообщает австрийская он-лайн газета derStandart, турист, попавший в форс-мажорные обстоятельства, может аннулировать бронирование в гостинице, не платя за это какие либо штрафы.

Если в течение трех дней приезд возможен, забронированный номер должен сохраняться за клиентом.

А как быть в обратной ситуации, когда деньги уже уплачены, на руках билеты и подтверждения о бронировании гостиничных номеров, а поездка на отдых или по делам сорвалась по вине стихии? Юридическая стороны вопроса достаточно сложна.

Скорее всего, транспортники, отели и туристические компании, которые и так несут огромные убытки, будут пытаться не возвращать стоимость уже проданных билетов и предоплаченных номеров, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Многие туристы будут при этом требовать возмещение.

Как решится вопрос в каждом отдельном случае? Это зависит от многих факторов, среди которых основополагающие – контракты туристов и законодательства разных стран. В Австрии, например, сообщается, что пассажиры, чьи полеты были отменены или задержаны из-за извержения вулкана в Исландии, имеют право на возмещение стоимости билета или изменение маршрута.

Некоторые авиакомпании берут на себя дополнительные расходы по организации питания и ночлега, ожидающих окончания форс-мажорных обстоятельств пассажиров, некоторые – нет. Казалось бы, и то и другое происходит в одном и том же аэропорту, авиакомпании европейские и подчиняются одним и тем же правилам ЕС, но действуют по-разному. Кто прав?

Справедливость тех или иных решений и действий участников туристического рынка будут оценивать не только соответствующая комиссия ЕС, но и суды, в которые уже начали поступать первые иски.