Все мы знаем о дне Святого Валентина. Этот замечательный праздник отмечается сегодня во всем мире, хотя мало кто задумывается о его происхождении. Изначально этот праздник был введен католической церковью с целью замены языческих обрядов, которые были связаны с древнеримским праздником Луперкалий.

Луперкалии посвящались женскому плодородию и эротизму. Короче говоря, это были официально признаваемые оргии. Если не можешь победить – постарайся возглавить и повести за собой. По этому рецепту день Луперкалий был вписан в церковный календарь под именем дня Святого Валентина.

В наши дни благодаря Голливуду, широко разрекламировавшему тему «валентинок», этот праздник справляется повсеместно, хотя в России пока что день Восьмое марта успешно выдерживает конкуренцию. Не мудрено. Закаленный в боях пролетарский женский праздник.

В Израиле Валентинов день тоже отмечается, хотя и более скромно. Дело в том, что в иудаизме есть свой День влюбленных. И отмечается этот праздник не в холодном феврале, а в середине самого жаркого месяца года, пятнадцатого ава.

В еврейской традиции принято обозначать даты буквами еврейского алфавита. Число 15 записывается двумя буквами: тет (ט) и вав (ו), девятой и шестой соответственно. Почему не десятой и пятой? Дело в том, что десятая буква, йуд (י), и пятая буква, hей (ה), образуют имя Бога (יה). А поскольку имя Господа не следует употреблять всуе, такого написания избегают. Кстати, у древних римлян тоже не любили цифру IV, начало имени верховного бога римского пантеона Юпитера, заменяя ее на IIII.

Итак, число 15 записывают на иврите как слово «ту», а праздник называют «Ту бе Ав», «15 ава».

Здесь мне на ум сразу приходит булгаковское «шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана...». И ведь не случайно приходит: четырнадцатое нисана – это день, предшествующий еврейской Пасхе. Здесь, кстати, скрыта одна из множества загадок, которыми пестрит «Мастер и Маргарита». Датируя Пилатовский суд четырнадцатым числом, автор обращается к внимательному и дотошному читателю, как бы сообщая: я описываю события по хронологии Евангелия от Иоанна. В евангелиях от других трех апостолов суд и казнь Иисуса происходят пятнадцатого числа, в Ту бе Нисан.

По преданию, в Ту бе Ав незамужние девушки облачались во все белое и шли в виноградники петь и плясать. Там их ждали парни, работающие на сборе винограда.

Для того чтобы понять всю подоплеку праздника, нужно знать несколько тонкостей сельской жизни на Святой Земле.

Виноград является одним из семи растений, символизирующих плодородие земли Израиля. На гербе министерства туризма Израиля изображены лазутчики Моисея, вернувшиеся из страны ханаанской с тяжеленной кистью винограда, которую приходилось нести двум мужчинам.

Вино присутствует практически во всех еврейских религиозных обрядах. Так, к примеру, в своем пророчестве описывает пророк Миха (Михей) грядущие дни мира и благоденствия: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею».

Виноград символизировал урожай и довольство. Поэтому издревле период сбора винограда сопровождался празднествами. Совсем не случайно винограднику и вину посвящены строки одной из величайших романтических поэм всех времен Песни Песней: «Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских», «Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблок моих».

Виноградная лоза как символ плодородия изображалась также на домашней утвари и монетах. На брачном контракте традиционно помещали изображение виноградной кисти, отсылая к стихам из псалмов: «Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная...»

Так же и в христианской традиции вино – важнейший символ. Иисус, обращаясь к апостолам, называл себя истинной виноградной лозой. И первое чудо, совершенное им в Кане Галилейской, это превращение воды в вино во время свадебного пира. А в последние дни своей земной жизни, во время Тайной Вечери, Иисус устанавливает главное таинство христианской веры, причащает апостолов хлебом и вином к своему телу и крови.

Праздник любви, Ту бе Ав, празднуется в середине последнего летнего месяца, ава. А всего за неделю до него – один из самых грустных дней в еврейском календаре. Девятого ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимский Храм. В первый раз это сделали вавилоняне в 587 до н.э. Второй Храм разрушили римляне в 70 году н.э. Девятое Ава – день поста и молитвы. Праздник Ту бе Ав, таким образом, обозначает окончание траурных дней. Теперь можно радоваться, справлять торжества и свадьбы.

Первый день каждого месяца еврейского календаря – всегда день новолуния, а пятнадцатое число – всегда день полнолуния.

Сезон сбора винограда в Святой земле длится с июля по сентябрь. Значит, пятнадцатое ава выпадает на середину этого сезона. Спелый виноград – ягода капризная и требует осторожного обращения при хранении и транспортировке. По этой причине и из-за дневной жары виноград принято собирать либо по утреннему холодку, либо в сумерках. Поэтому в период сбора винограда сборщики жили прямо на виноградниках, в легких шалашах. Здесь ночевали, здесь пережидали дневную жару. Именно к этим шалашам и приходили девицы, одетые во все белое, петь и танцевать под луной в поисках жениха.

Примечательно, что белые одежды невест выбраны отнюдь не случайно: для того чтобы женихи выбирали невест по велению сердца, а не ориентируясь на размер приданого, все девушки одевались одинаково. Более того, зажиточным семьям предписывалось одалживать платья девушкам из небогатых семей, доход которых не позволял им сшить собственное платье. Вот такая интересная версия сказки о Золушке.

Максим Блау