Итак, мы изучив информацию в Интернете, решились посетить Валаам с палаткой. До монастырской пристани «точка 6» добрались на машине. Официальной стоянки там нет, можно попытаться договориться с хозяевами кафе, либо оставить машину на свой риск рядом с автобусами, ожидающими группы паломников. Теплоход уходит в 9-30. Подойти лучше в 9-00 и занять очередь. Сначала пускают паломников, затем туристов по живой очереди. Капитан берет всех, но можно остаться без места, по крайней мере, 12 июня народу было очень много.

Карта маршрута по о.Валаам

Люди прибывают в Приозерск с вечера на электричке и ночуют на берегу Ладоги недалеко от пристани. Другого способа успеть на утренний теплоход нет. Места для ночевки достаточно, есть и песок на берегу, и отличные сосны в 100 м от берега. На территории пристани деревянный туалет.

Мы, чтобы не мерзнуть, решили прогуляться по берегу, так как матрос на корабле сказал, что подходить надо к самому отправлению, и места будут. В результате в 9-15 мы увидели огромную толпу туристов с рюкзаками, идущую на пристань со стороны Приозерска, уж где они там ночевали, загадка :). Оказавшись в хвосте очереди, мы сели на корабль почти последними, сидячих мест в салоне уже не было, пришлось расположиться на рюкзаках. Ирине повезло, ее позвали на свободное место женщины-паломницы, так что ничего страшного, добрались.

Проезд стоит 700 р. с человека в одну сторону, платить капитану. На корабле продают различные сувениры и очень неплохую карту острова за 50 р. Карта стоит того, там обозначены дороги, достопримечательности и места, отведенные под стоянки туристов (всего 3 таких лагеря). Я карту не изучил внимательно сразу, спрятали ее, как сувенир, потом сильно пожалели.

Плыть на корабле больше трех часов, туалеты хорошие, расположены в кормовой части, но у нас выключалось электричество, так что вполне бы пригодился фонарик :). Сначала я думал, что навигатор Legend HCx не будет работать, так как в салоне он не ловил ни одного спутника. Когда показались первые острова, я вышел на палубу, поймал спутники, и оказалось, что навигатор продолжает держать их и в салоне в самой середине, чувствительность просто великолепная.

На пристани всех диких туристов собрал главный лесничий Валаама, это был приятный сюрприз. На каждую палатку он выписал удостоверение с печатью и своим телефоном, где был указан срок пребывания и место для лагеря. Пешим туристам отвели место на мысе Петровский, это всего 1.5 км на север от главного собора. Стоимость пребывания планируется установить 80 р/сутки с палатки.

Стоянка «точка 11» отличная, очень удобный берег с множеством небольших камней, воду набирать легко и красивый вид на закате. Недостаток — еловый лес, очень плохо с дровами, однако как-о люди обходятся :). Несколько оборудованных кострищ и деревянный туалет — «точка 12». Чтобы попасть в лагерь, надо обойти монастырь справа, пройти мимо пожарной части и на развилке «точка 38» возле нового желтого трубопровода повернуть направо вниз в направлении «точки 8», где дорога поворачивает налево вверх и уже без проблем ведет к лагерю. Трек есть в приложении.

Если повернуть налево возле желтой трубы к «точке 1», дорога приведет в тупик к мостам, идущим к Никольскому скиту. В «точке 1» вверх к монастырю уходит лестница, мы видели, как по ней поднимались люди, видимо, это — короткий путь к монастырю от Никольского скита.

В общем, мы добрались до лагеря, поставили палатку и отправились изучать остров. Сначала мы прошли по сырой заброшенной дороге на ЮВ в сторону Игуменского кладбища. Возле большой ямы «точка 39» повернули по навигатору к кладбищу, немножко осмотрели его и пошли по красивой аллее сибирской пихты к главному Спасо-Преображенскому собору.

Вход во внутреннее каре монастыря и сам собор в дневное время свободный, постоянно сменяют друг друга разные туристические группы. На входе женщинам дают длинные юбки на веревочках и платки, если у кого нет, форму одежды приходится соблюдать. Фотографировать в соборе запрещено, много верующих. Справа от входа находится источник святой воды, мы набрали в бутылочку с собой, вода вкусная.

Собор состоит из нижней и верхней церкви. Возле внешнего каре собора находится небольшой магазинчик со стандартной снедью типа «пиво и закуски». Здесь же расписание теплоходов на Сортавалу и план увеселительных мероприятий на вечер в местном клубе. Где находится клуб и есть ли еще магазин, мы не выясняли. Внизу возле пристани находится в монастырском саду кафе, где, судя по рекламе, можно неплохо перекусить в том числе и монастырской выпечкой и копченой рыбой. Чуть подальше возле причалов — большой плакат со схемой острова, где показаны скиты действующие и разрушенные, а также поклонные кресты острова и остатки оборонительных сооружений времен войны.

Осмотрев собор, мы спустились вниз к пристани и пошли вдоль монастырской бухты на юг к Скитскому острову. Это — самая оживленная дорога на острове, по ней непрерывно на огромной скорости носятся маршрутки (проезд 50 р.), из-за этого отличная грунтовка уже подразбита в колее, ну и пылью есть шанс подышать. Поворот на Скитский «точка 34» виден отлично, дорога там также исключительного качества и совершенно не разбитая, маршруток пока нет. Но рельеф заметный :).

Возле дороги растет огромная сосна (в путеводителе сказано, что возраст около 400 лет), в «точке 2» на красивой поляне растет раскидистая Шишкинская сосна. От нее уходит красивая дубовая аллея к Белому скиту. Все деревья очень древние, это завораживает. Мы дошли до Белого скита «точка 40», и, решив что на первый день нам достаточно, повернули обратно в лагерь. По дороге встретили велосипедистов, они приплыли тем же теплоходом что и мы, велосипеды перевозят на шлюпочной палубе в кормовой части, так что добраться можно не только пешком.

400-летняя сосна на Скитском островеШишкинская сосна на Скитском острове

Ребята сказали, что собираются проехать к мостам, ведущим на остров Московский, переправиться и затем осмотреть южную часть острова. К сожалению, мы их не увидели вечером с отчетом и тоже пошли к этим мостам, видимо, при планировании пользовались одинаковой информацией :). Итак, в первый день мы нагуляли 14 км и, довольные, вернулись в лагерь. Соседями по кострищу были рыбаки из Сортавалы, так что разжигать костер нам не требовалось, только дров насобирать в общую кучу.

Ночь была очень холодная, одевали на себя весь походный комплект теплой одежды, и это при +5оС. Что же тогда надевать на Эльбрус? 13 июня, день второй

Начались мои ошибки в планировании от нежелания внимательно изучить карту, купленную на корабле :). Мы вновь отправились на остров Скитский с намерением попасть на остров Московский и оттуда — к Никонианской бухте. Этот путь такой же длины, как и по главной монастырской дороге, но пролегает мимо Белого скита и просто интересней.

Приключения начались сразу после моста, идущего на остров. Влево от главной дороги идет довольно неплохая дорога, также обсаженная древними деревьями. Мы решили, что так интересней и пошли по ней. Дорога дошла до берега и исчезла, далее вдоль берега шла натоптанная тропинка. Мы подумали, что это рыбацкая тропа вдоль берега и двинулись по ней.

В общем, это дорога для любителей добровольных трудностей. Начались нагромождения камней, почти настоящая горная тропа, особо трудное место — «точка 3». Чуть подальше скалы расступились, и мы смогли подняться наверх. Там сразу нашли заброшенную дорогу, ведущую, вроде бы, в нужном направлении, но как насмешка, мы опять выбрали не то направление, снова появилась тропинка, которая повела нас вниз к очередной рыбацкой стоянке.

Стоянка очень красивая, огромные сосны, но тут же валяются банки из-под пива. Чуть дальше в «точке 13» снова тяжелый участок тропы, идет по самой кромке скал над водой. В общем, с огромным трудом мы все же добрались до Шишкинской сосны, потеряв немало времени и сил, вместо того чтобы спокойно пройти по главной дороге Скитского острова. Снова прошли от Шишкинской сосны по живописной дубовой аллее к Белому скиту.

На этот раз обошли скит с юга и в «точке 14» с трудом нашли малоприметную заросшую дорогу, ведущую к разрушенным мостам на остров Московский. На юг, к Смоленскому скиту, наоборот, уходит дорога изумительного качества, совершенно новая, хотя я читал, что и дорога эта неприметна, и скит разрушен. Как стремительно меняется обстановка.

Дошли до моста, убедились что он разрушен, остались только опоры. Вода ледяная, лезть вброд никакого желания. Опять рядом довольно замусоренная рыбацкая стоянка. Пошли обратно, по дороге увидели лося. Он долго позировал перед фотоаппаратом, но оказалось, я с вечера, снимая закат, сбил настройки, и все кадры получились слишком светлые. Это урок, технику надо проверять.

Ирина заметила мою ошибку, настройки исправили, но лось больше не попадался, зато встретили возле лагеря пожилую финку, которая пыталась сказать, что только что на дороге был лось. Как лось на английском, я не знаю, поэтому разговор не особо получился.

Итак, решили разведать хорошую дорогу к Смоленскому скиту. Оказалось, не зря – скит полностью заново отстроен, очень красив. Перекусили там на крутом берегу, любуясь красивой бухтой. По дороге назад встретили неугомонных девушек – соседей по лагерю. Они приехали на неделю с твердым намерением обойти все :). Оказалось, они только что дошли до разрушенного моста и так же, как мы, повернули обратно. Мысли у людей сходные, к вечеру и велосипедистов мы увидели, они тоже успели убедиться, что через мосты не перейти.

Вернулись на главную монастырскую дорогу, пошли по ней. Мимо непрерывно носятся маршрутки, поднимают пыль, что неприятно. На развилке перед вертолетной площадкой стоит деревянный поклонный крест «точка 32». Одна дорога уходит на юг к оборонному острову, другая поворачивает к Никонианской бухте. Странно, но на юг шло довольно большое количество людей. У меня есть невольное подозрение, что они просто плохо ориентируются на острове, судя по вопросам тут же встретившегося туриста, люди не понимают, где находятся и выбирают ровную дорогу, считая, что она самая главная.

Прошли от деревянного поклонного креста около 1 км и встретили поворот на дорогу, закрытый шлагбаумом «точка 33». Спросили у охраны - эта дорога ведет к закрытому Владимирскому скиту, где отдыхает патриарх. Крыша скита немножко видна с главной дороги. Я пробовал посмотреть с противоположного берега залива, но там даже крыши не видно, только активное строительство гостевого дома, видимо, на берегу.

Далее по главной монастырской дороге «точка 15» — мост через протоку, ведущую в Лещево озеро, и сразу за ней — «точка 16», поворот на отличную дорогу, ведущую к ферме. Туристов по этой дороге не водят, зато видны следы пребывания коров. «Точка 17» — неплохая дорога, обозначенная на карте, ведущая на юго-запад в сторону метеостанции. Через 300 м — «точка 18», хорошая скамейка под крышей на живописном пригорке. Можно посидеть-отдохнуть :).

В «точке 19» находятся ворота, закрывающие свободный проезд транспорта к Желтому скиту. Пешеходы идут свободно. «Точка 20» возле дороги находится очень красивый Желтый скит. На воротах висит листок, запрещающий проход на территорию скита.

Направо назад уходит основная туристическая на гору Елеон и, как выяснилось, идущая далее к Коневскому скиту. Мы поднялись на гору Елеон, откуда открывается красивый вид на залив Ладоги. «Точка 21» — это деревянная часовня на горе. Там проходит туристический маршрут, специально отгорожена тропинка на сыпучей части обрыва. Скалы очень крутые, стоять страшновато, «в точке 22» находится огражденная смотровая площадка, где сидят группы туристов и слушают экскурсовода.

Так как я не понял, что можно пройти далее к Коневскому скиту, мы по ранее намеченному плану вернулись к Желтому скиту. Прошли напрямик для разнообразия, посмотрели с высоты на Желтый скит, проход закрыт забором с запрещающей надписью «точка 23». Мы вернулись на главную дорогу и пошли к Красному скиту. На карте он обозначен очень точно — «точка 41». Скит красивый, красного цвета из местного Валаамского кирпича. Посреди двора находится колодец.

Дорога вдоль Никонианской бухты, видимо, активно реставрируется, выход на нее со стороны скита был закрыт, хотя в путеводителе советуют прогуляться по ней. Скит открыт для посещения туристическими группами, фотографировать внутри можно свободно. Также как и главный собор состоит из нижней церкви с низким потолком, напоминающим пещеру, и верхней церкви со специально изготовленным фарфоровым иконостасом, весящим 16 тонн, но выглядящим легко и ажурно.

Выйдя из скита, мы срезали по тропинке вниз по направлению к пристани с кораблями и вышли на дорогу, ведущую вдоль бухты, на которую не удалось попасть прямо из скита. Там в «точке 24» начинается дорога, ведущая к метеостанции. Дорога очень живописная, идет сначала по самому берегу бухты, видно круизные корабли, стоящие у причала. Деревянные гати, ведущие через сырые места основательно разрушены, но пока пройти можно легко. По пути мы обогнали унылых туристов с рюкзаками, которых уже встречали в разных частях острова. Они с надеждой спросили, далеко ли метеостанция, но с места не сдвинулись, когда я ответил, что 300 м до поворота, видимо, ждали разведчика.

Разведчика мы уже не увидели, дальше дорога не столь очевидная – сначала идет пересечение с обозначенной на карте дорогой, поворачиваем влево на юго-восток. Затем через 200 м в «точке 25» снова поворот на юго-запад к метеостанции, а основная дорога продолжает идти вдоль берега. Появляется множество разрушенных строений и затем плакат, запрещающий дальнейший проход на мыс. Но уже виден красивейший берег в Скалистой бухте, мы пошли любоваться. На берегу тоже есть кострища, но мусора, вроде, не видно.

Мы прошли немножко вдоль берега и стали разыскивать обратную дорогу. В «точке 26» ушли от берега по красивой поляне немножко к северу, в «точке 27» пересекли дорогу, идущую вдоль берега и направились на северо-восток по обозначенной дороге к «точке 17». Дорога очень живописная, древняя, идет по гранитным лбам с участками верховых болот. Ну, а после выхода на монастырскую дорогу уже знакомая пыльная трасса с бешенными маршрутками.

Возле поворота на ферму наблюдали, как три уставших девушки напросились забраться в тракторную тележку, чтобы хоть как-то сэкономить силы, растраченные на осмотр острова :). Мы в этот день накрутили 28 км пешком, если бы не ошибки планирования, можно было уложиться в 22 км и осмотреть даже больше интересных мест.

Капитан теплохода сказал, что подходить можно к самому отплытию, к 17-00, значит, нам можно было спланировать не очень большой поход. Изначально мы хотели по совету лесничего осмотреть северо-восток острова, Лысую гору. Но вечером девушки рассказали нам, что смотрели Коневский скит, значит, он тоже полностью восстановлен. Ну, пришлось нам повторить почти весь вчерашний маршрут по главной дороге.

Чтобы не глотать пыль от маршруток, до поклонного креста на перекрестке «точка 32» мы прошли по дороге параллельной главной, чуть дальше от берега, поэтому от пожарной части не стали спускаться вниз к берегу, а пошли прямо верхней дорогой. Если не надо на Скитский остров, там идти гораздо лучше, маршруток нет.

От креста 2 км прошли до поворота к ферме и свернули в «точке 16» направо по отличной дороге со следами пребывания коров, надеясь добраться до Коневского скита. В «точке 28» удобное и красивое место для отдыха, выступающий гранитный лоб покрытый мягким мохом, и вид на каньон, по дну которого течет совсем небольшой ручеек.

Дошли до фермы «точка 42» и повернули на запад в сторону Коневского скита. С западного входа висит плакат, запрещающий проход через территорию фермы, группы туристов доходят с той стороны до ворот и поворачивают по мосткам на юго-запад, видимо там есть дорога, ведущая к Желтому скиту, и проходит основной туристический маршрут от Никонианской бухты.

Тут же стали попадаться группы туристов. Наши ведут себя так, как будто их силой притащили на остров - падают в траву от усталости, садятся в храмах на ближайшую скамейку, норовят слопать что-нибудь съедобное, пока экскурсовод пытается что то рассказать :). Иностранцы, разумеется проявляют искреннее любопытство.

Дошли до смотровой площадки на берегу Коневского озера «точка 29» здесь постоянно останавливаются экскурсионные группы. А чуть дальше в «точке 30» находится небольшой деревянный Коневский скит. Напротив него через мост, соединяющий озера, еще одна большая площадка со скамейками для экскурсантов в тени огромных деревьев, где можно с комфортом отдохнуть. По берегу озера идет старинная дубовая аллея.

Поскольку времени у нас уже не оставалось, дальше к горе Елеон, откуда прибывали все группы экскурсантов мы не пошли, а вернулись назад в лагерь собираться домой. Всего получилось 14 км маршрута. С погодой в этот день повезло, солнышко, ветер стих. В лагере напротив берега весь день грелась на камне нерпа.

Напоследок я сбегал посмотреть на Никольский скит. С воды он впечатляет гораздо больше, с берега проход через 2 длинных узких деревянных моста, а перед самим островом — закрытые ворота. Экскурсионные группы туда, вроде, идут, но я дальше смотреть не стал, скит достаточно хорошо виден с воды при входе в Монастырскую бухту. Пока собирались, на пристань пришли поздно, в 16-50. На причале стоял «Метеор» на Приозерск, отправление в 18-00, возле него огромная очередь, так что мы даже не сумели узнать, есть ли свободные места, быстро дошли до нашего теплохода, сели с комфортом, свободных мест было множество.

Теплоход отплыл ровно в 17-00, выгрузка в Приозерске началась в 20-22. В 18-30 и 18-40 нас обогнали 2 «Метеора», т.е. разница в скорости колоссальная. На пристани стоял маршрутный автобус, так что пешие туристы на электричку все успевали спокойно. Гораздо труднее велосипедистам, они ждали выгрузки своих велосипедов, расположенных на корме корабля и попадали на берег в последнюю очередь. Отправление электрички в 20-47 по расписанию, у велосипедистов было примерно 15 мин на 5 км дороги до платформы – это в случае переправы через пешеходный мост, который еще надо найти (мы его не видели), если двигаться по дороге, до платформы 6.5км, т.е. ехать надо очень быстро.

Походом мы очень довольны, рекомендуемый более короткий и познавательный маршрут на 2 дня я поместил в приложении. Тогда, действительно, остается достаточно времени на дорогу к Лысой горе.

Сергей Абрамов