Это может раздражать, запутывать, активно не нравиться и вызывать чувство протеста, но в США в большинстве случаев при оказании услуги от вас ждут выражения благодарности с помощью звонкой монеты.

Да, это правда, что в сфере услуг и, особенно, гостиничном и ресторанном бизнесе обслуживающий персонал практически живет за счет чаевых — их почасовая оплата снижена до чуть более, чем двух долларов в час.

Полезно также знать, что в США за последние 100 лет неоднократно пытались бороться с практикой оплаты услуг чаевыми, но в итоге эта борьба была безнадежно проиграна и американцы по-прежнему дают на чай, причем не только в тех случаях, когда сервис был хорошим, но и просто из чувства долга, для уменьшения чувства вины, из чувства солидарности и просто потому, что понимают — зарплата этого человека почти целиком зависит от чаевых. Помоги ему и он поможет твоей дочери, когда она будет подрабатывать официанткой, зарабатывая себе на колледж. Так принято.

Эта практика существенно отличается от европейской, где чаевые почти всегда уже включены в счет. Отметим, что в США такое тоже бывает — в очень туристических штатах, вроде Флориды, или же на круизных кораблях. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Так сколько же давать? И в каких случаях?

В ресторанах, барах, пиццериях, кафе и т.д. — практически всегда, сумма колеблется от 15 до 30% от счета. Всего 10% следует оставлять в случае абсолютно кошмарного сервиса. Если оставить "две монетки" — это будет расценено как оскорбление, знак того, что вы не забыли про чаевые, но настолько недовольны рестораном, что буквально плюете в лицо людям. Не стоит так делать, если вы намерены там еще раз пообедать — лучше выскажите претензии в лицо официанту, а еще лучше его менеджеру.

Бармену принято оставлять 1-2 доллара за каждый "дринк". При заказе еды на вынос – накидывать 10%. Если заказали пиццу или еду на дом, посыльные ожидают 10-20% от суммы заказа в качестве чаевых.

Чаевые в ресторанах и барах принято оставлять вместе со счетом — не надо давать их человеку в руки. Никто не украдет оставленное на столе или барной стойке.

В гостиницах не надо платить за улыбки, открытые двери и ответы на вопросы о том, что и где находится. Платите 1-2 доллара за каждую сумку носильщику (когда придете в комнату) и 2-5 доллара горничной, оставив деньги под подушкой или на столике с запиской "housekeeping" — так комната будет существенно чище. За доставку заказа в номер принято оставлять 5 долларов, только если сумма не включена в счет.

Молодые (и не очень) люди при стоянках ждут от 2 до 5 долларов в момент, когда отдают вам ключи от только что пригнанной машины. От 1 до 2 долларов за сумку надо заплатить водителю шаттла из аэропорта при условии, что он помог вам с сумками. Водители такси, лимузинов и прочих авто на заказ ждут 15% от суммы заказа. Если очень довольны их работой, оставьте 20%, но не больше.

Парикмахерам платят 15-20%, столько же массажистам и работникам SPA. Плата чистильщикам обуви — 10-40% счета, в зависимости от качества их работы.

Напоследок — оставлять чаевые принято по возможности незаметно и с уважением к человеку. Если у вас скидочная карточка или купон, сумму все равно надо высчитывать от полного счета. Наконец, если не уверены о том, сколько стоит оставить на чай, всегда можно спросить у администратора ресторана или гостиницы — от иностранцев они еще и не такие вопросы слышали.

И да, единственные люди, которые вам точно попадутся по приезду в США, и которым столько же точно (да, мы уверены) не надо оставлять на чай — это таможенники. Во всех остальных случаях благодарность никогда не будет лишней.