На автостоянке в Москве висит напоминалка для сотрудников: «Номера автомобилей, оставляемых на месяц, записывать в журнал». Сезон путешествий в разгаре.

Куда едем?

Едем кто куда. Одни предпочитают, чтобы all inclusive, в т. ч. и организация тура. Другие сами заказывают билеты, бронируют отели. Но есть среди нас и такие, кто не собирается расставаться с железным другом даже во время отпуска, полагая, что путешествие на колёсах даёт больше свободы и впечатлений и при этом экономит средства.

Федеральная трасса М-4, ведущая к российской части Чёрного моря, такими путешественниками уже давно освоена. Да и дорога в Крым им хорошо знакома. Всё больше автомобилистов теперь двигаются на запад, и российские номера в странах Европы в эти летние дни - не экзотика.

Конечные цели российских автопутешественников чаще всего находятся на территории трёх стран - Болгарии, Хорватии и Черногории. Но по пути многие хотят посмотреть ещё что-нибудь: европейские жемчужины Бухарест, Будапешт или Прагу, тихие местечки, до которых не добираются туристы. Поэтому маршрут каждый планирует по собственному вкусу. В ту же Хорватию, к примеру, можно ехать, как все (немцы, итальянцы и прочая Европа), - через Словению. А можно - через Венгрию. Пограничный переход из последней, в отличие от словенского, не забит туристами.

Но если маршруты у всех разные, то документы, необходимые для европейского вояжа, одинаковые. Кроме загранпаспорта с шенгеном (мультивиза или транзитная - в зависимости от того, куда путь держите) требуется водительское удостоверение международного образца. В Интернете вы, конечно, прочитаете, что ездят и с обычными российскими правами. Ездят. Но в случае нештатных ситуаций на дороге возникают проблемы. Поэтому лучше не рисковать. А если маршрут лежит через Украину - делать надо однозначно.

Кроме того, нужна европейская страховка на автомобиль - «зелёная карта». Это как ОСАГО. Оформить её можно в наших же страховых компаниях. Медицинская страховка на каждого выезжающего необязательна, но те, кому приходилось пользоваться услугами европейских докторов, рекомендуют ею обзавестись. Ну и приготовьтесь к тому, что для проезда по дорогам некоторых стран понадобится винетка - дорожная такса. Купить её можно там на любой АЗС.

Кстати, об АЗС. А также о небольших ресторанчиках и отелях для ночёвки. Стоит учесть, что в странах, через которые предстоит ехать, нет в наличном обращении евро. Поэтому проще всего расплачиваться пластиковой картой. И не помешает залить где-нибудь при выезде из Белоруссии или Украины полный бак: далее цены на бензин уже будут выше.

Что дешевле?

А теперь о меркантильном. Дорога ли поездка на европейские пляжи по автодорогам? Может, самолётом дешевле?

Скрупулёзный подсчёт расходов по пути в Хорватию через Венгрию (бензин, ночь в польском отеле, еда, винетки) на джипе с объёмом двигателя 3,0 вдвоём даёт цифру €240. Плюс стоимость «зелёной карты» на месяц - около €70.

Цены на авиабилеты (туда и обратно) на регулярные рейсы в разгар сезона из Москвы в Пулу, например, начинаются от €600. Чартер можно купить за €300, а можно и не купить, поскольку билеты на такие рейсы, как правило, давным-давно забронированы турагентствами.

Если ехать не вдвоём, а вчетвером, то расход бензина и, соответственно, затраты увеличатся. Но несильно, примерно на €90. А если иметь в виду, что снять номер в приличной вилле на побережье можно за €50 за ночь (а не за 200 и более, как в раскрученных отелях), то выгода от увлекательного автопутешествия станет очевидной.

Автор статьи: Мария Беляева