Сиена – идеальный «город на один день». Город небольшой, все достопримечательности сосредоточены, что называется, на одном пятачке. Достопримечательностей этих достаточно много, чтобы не жалеть о приезде, но не так много, чтобы их осмотр утомил любопытного туриста. И чтобы не осталось времени для обеда и неторопливого разглядывания этого симпатичного города.

В Сиену на один день лучше всего приехать из Флоренции. Когда почувствуешь, что эпоха Возрождения со всеми ее шедеврами уже не лезет в переполненную впечатлениями голову. Встать рано утром, сесть на электричку и через полтора часа выйти на вокзале в Сиене. Отсюда до центра города минут десять на автобусе.

Трудно назвать главную достопримечательность Сиены. Пожалуй, лучше не выбирать между удивительно прекрасной центральной городской площадью Пьяцца дель Кампо и между всемирно знаменитым собором. Посмотреть удастся и то, и другое.

Название площади Пьяцца дель Кампо (Piazza del Campo) переводится как «полевая». Давным-давно здесь, в самом деле, было поле. Главное здание на площади – мэрия (Palazzo Pubblico). Когда-то здесь заседал Совет Сиенской республики. Да, с 12-го века Сиена вместе с прилежащими территориями была городом-республикой. Такой же, как соседняя Флоренция.

С Флоренцией Сиена бодалась за первенство в Тоскане в годы своей молодости и горделивого упрямства. Свое первенство сиенцы даже пытались гербом города застолбить. На гербе Сиены – римская волчица. Та самая, вскормившая Ромула и Рема. По легенде город был основан вскоре после основания Рима. И тоже двумя братьями. Сыновья Рема, Сений и Аский, бежали сюда на двух конях, черном и белом, опасаясь, что дядюшка Ромул убьет их, как убил он их отца. Беглецы поселились на одном из холмов в Тоскане, земле, которой тогда владели этруски. Здесь потом и возник город, названный по имени одного из братьев Сиеной. А черный и белый цвета стали цветами его флага.

Борьба между городами подогревалась еще и тем, что сиенцы были сторонниками власти над Италией императора, то есть гиббелинами. Флорентийцы же были твердокаменными гвельфами, то есть стояли за власть папы.

Уже в 12-13 веке флорентийцы упрямых соседей одолели. И Сиена не то чтобы пришла в упадок, но отступила на задний план исторической сцены. Может быть, поэтому она и сохранилась в таком удивительном виде, в виде города средневекового и города красивого.

Площадь перед мэрией необычна уже своей формой. Другой такой, пожалуй, в мире не отыскать. Она не плоская, а чашеобразная. Или, как говорят некоторые экскурсоводы, в виде ракушки. Края площади возвышаются над ее центром. Гигантская эта ракушка вымощена красным кирпичом разных оттенков так, что ее полукруг делится на 9 секторов.

И форма площади, и разбивка ее на сектора не случайна. С давних пор город был разделен на 17 районов (контрад). У каждого района – свой герб, флаг и название. Обычно, контраду называли именем какого-нибудь животного: Орел, Гусь, Улитка, Жираф… На городских собраниях у мэрии горожане выстраивались контрадами: по две на каждый сектор. А чашеобразная форма площади позволяла всем увидеть и услышать тех, кто находился в центре.

Один из узнаваемых символов Сиены – стройная башня Торре дель Манджа (Torre del Mangia), как бы венчающая здание муниципалитета. Ее высота – 88 метров. За отдельную плату можно (пройдя полтысячи ступенек) подняться на вершину башни, чтобы полюбоваться окрестностями. Но лучше не отвлекаться и по узким средневековым улочкам уйти с площади ко второй достопримечательности Сиены, собору Успения богородицы.

Увидев Сиенский собор, невозможно не задохнуться от восторга. Его беломраморный кружевной фасад со вкраплениями розового и зеленого мрамора совершенен и прекрасен. А если еще стоит ясная погода и голубое небо отражается в круглом стеклянном окне-розетке над входом!..

Восхищение не покидает и когда входишь вовнутрь собора. Стройные колонны инкрустированы черным и белым мрамором. Черный и белый – цвета флага Сиены, помните? Прекрасен мозаичный пол. А золотистый купол! А огромный витраж над входом! И уж точно вскрикиваешь от восторга, когда из полумрака собора входишь под разноцветный потолок библиотеки Пикколомини (Piccolomini), словно бы светящийся от множества красивейших фресок. Пикколомини – мирская фамилия римского папы Пия II, происходившего из Сиены. Он был сын местного банкира.

Собственно говоря, этот огромный собор должен был быть еще больше. В 14-м веке его решили расширить. Опять же ради конкуренции с Флоренцией, чтобы затмить тамошний прекрасный собор Санта-Мария деи Фиори. Если бы не недостаток средств, а главное, если бы не эпидемия чумы, случившаяся в 1348 году, вход в собор находился бы сейчас немного в другом месте. Об этом неудавшемся замысле напоминает недостроенный фасад, Фаччиатоне (Facciatone), находящийся в южной части соборной площади.

Туда, на самую верхотуру, можно (и нужно) забраться, для чего стоит купить билет в музей при соборе. В музее этом находится сейчас знаменитый алтарь «Маеста» – одно из замечательных творений Средневековья. Дм. Мережковский в своей книге «Воскресшие боги» отмечает, что окончание работы над этим алтарем в Сиене праздновали несколько дней. Взглянуть на этот алтарь стоит, даже если художественные впечатления уже пресытили залетного туриста.

А вот что залетному туристу сделать рекомендуется обязательно – это выйти на обзорную площадку на вершине недостроенного фасада и полюбоваться оттуда красотищей, от которой захватывает дух. Приблизительно со стометровой высоты можно увидеть и город, и его окрестности. Совсем близко, над головой – облака, и рядом – купол собора, а чуть подальше – Торре дель Манжа.

Все, программа выполнена! Можно не спеша возвращаться к автобусу и к поезду, унося в своем сердце удивительную черно-белую жемчужину Тосканы – город Сиену.

Автор статьи: Марк Блау

© Shkolazhizni.ru