Мадрид - одна из самых благоустроенных и комфортных для жизни столиц Европы. И знакомство с ним начинается, как правило, с воздушных ворот столицы - аэропорта Барахас.

Многие наши туристы радуются, узнав, что из аэропорта можно добраться в Мадрид на метро. Еще бы - спускаешься эскалатором на этаж, покупаешь билет и садишься на метро, чтобы доехать до любой части города. Пара-тройка пересадок - и ты на месте - у любого отеля города.

Вот и мы до последней поездки радовались мадридскому метро, пока не нашли еще более простой путь - пригородные электрички Cercanias. Сеть этих поездов соединяет не только вокзалы города и его пригороды, но и активно сплетается с мадридским метрополитеном. Вроде бы и нет никакой разницы - и тот, и другой поезд идут одно время с соседних платформ, и цена на билет почти одинаковая, да вот только с чемоданами удобнее путешествовать Cercanias, чем на метро: и вагоны просторнее, и пересадок меньше. При всей своей любви к пассажирам мадридское метро отличается большим числом переходов без эскалаторов, не говоря уже о лифтах. А еще - большим числом людей в часы пик, что при более узких вагонах дает почти такую же плотность толпы, как в Москве утром.

И, конечно, уехать из Барахаса можно на автобусе, такси или арендованной машине. Все эти виды общественного транспорта и стоит использовать путешественникам, навестившим испанскую столицу. Так что самым важным в Мадриде для туристов становится вопрос не о том, как и на чем добраться до всех интересных мест города, а как сделать это экономнее и быстрее.

Туристические сайты и гиды предлагают иностранным путешественникам два варианта - проезд на туристическом экскурсионном автобусе (хоп-он-хоп-оф) или путешествие общественным транспортом по специальному билету "Абоно туристико" (А или Т зоны). Посмотрим, какие плюсы сулят нам оба варианта.

Экскурсионный автобус Madrid City Tour возит туристов по двум маршрутам - классическому и современному.

Классический маршрут проходит по старым районам города, мимо главных музеев Мадрида - музей Прадо, площадь Колумба, Гран Виа, площадь Испании, палацио Реаль, собор Альмудена, Плаца Майор, Пуэрта дель Соль, музей Тиссена, музей королевы Софии.

Современный Мадрид туристам покажут на втором маршруте, который пройдет мимо площади Нептуна, Музея скульптуры, Музея естественных наук, площади Кастилии, стадиона Сантьяго Бернабеу, Пуэрта Алькала. Пути автобусов пересекаются в нескольких точках, так что можно быстро сменить направление и добраться до нужного памятника.

Если вы в городе первый раз и собираетесь провести в столице пару суток, нет лучше варианта, чем воспользоваться хоп-он-хоп-офф-автобусом. Вас провезут мимо всех достопримечательностей, расскажут об интересных местах, высадят на самых близких к памятникам остановках и кроме карты центра Мадрида выдадут еще и книжку скидок на посещение развлекательных центров, музеев, парков и аттракционов, магазинов и ресторанов.

Стоит это удовольствие 20 евро евро за сутки для взрослого (от 16 до 64 лет) и 9 евро для ребенка с 7 до 15 или пенсионера старше 65 лет. За два дня катания с вас возьмут соответственно 24 и 12 евро. Есть льготное предложение для семьи из двух взрослых и двух льготных туристов, такой семейный билет на City-tour обойдется в 50 евро.

Из плюсов маршрута City-tour нужно отметить то, что в течение месяца после поездки вы можете, посетив другой город страны (а то и Европы), получить скидку в 10% на другой экскурсионный тур компании. Если вы переезжаете по стране, экономия будет, как минимум, приятной.

Посмотреть карту маршрутов Madrid City-tour и купить билеты он-лайн со скидкой можно на сайте madridcitytour.es

Но за пару суток все преимущества туристического автобусного маршрута в Мадриде превращаются в тыкву. Маршрутов у City-tour всего два, и они, конечно, не слишком далеко отъезжают от центра. То ли дело мадридский метрополитен. Вот кто готов соперничать по протяженности с московским метро, лондонской подземкой и парижским недоразумением. В 2011 году метро испанской столицы было шестым по протяженности в мире, вторым в Европе (после Лондона) и одним из самых быстро развивающихся в мире. К тому же только у мадридского метрополитена есть две кольцевых линии.

Из плюсов мадридского метро нужно отметить:

- небольшие расстояния между станциями в центре. Выйдя прогуляться вы всегда встретите на пути две-три станции и сможете легко добраться до нужного памятника;

- две кольцевые линии, центральная помогает быстро перебраться с одной ветки на другую;

- частые пересечения, так что можно проехать мимо кольца по диагонали и прилично срезать;

- наличие большого числа автоматов, продающих билеты на входе: одни принимают карты, другие монеты и банкноты (до 50 евро),

- а также автоматы с водой на перронах и в переходах, что не раз спасало нас в жаркое время.

Минусов у мадридского метро мало:

- неудобно, что за проезд к аэропорту надо доплачивать евро;

- часть переходов между станциями без эскалаторов, а пролетов может быть и три, и четыре;

- в последние два года стало очень мало бесплатных карманных схем на входах, и они есть не везде;

- большие перерывы между поездами - до 4-6 минут.

Билеты на метро в Мадриде стоят 1,2 евро, и путешественникам выгоднее брать сразу на 10 поездок, они обойдутся в 9,3 евро. Эти же билеты действуют в городских автобусах столицы. В пригородных, например, чтобы добраться до аутлета Гетаф, туристам придется покупать билет у водителя.

Карту мадридского метро можно найти здесь: metromadrid.es

Удобно и то, как мадридский метрополитен контактирует с системой пригородных электричек Cercanias. Целый ряд станций метро соединен переходами с системой Сercanias, на входе в которую установлены автоматы по продаже билетов. Такие станции помечены специальным значком - незамкнутым на одну четверть кольцом.

Карта Cercanias - sosoftbalboafestival.com

На схеме Сercanias хорошо видно, как живет огромная испанская столица. Здесь и университетские кампусы, и складские и промышленные зоны, города-парки и спальные районы, музейные заповедники и пригороды для пенсионеров. Но для путешественников важно, что Сercaniac позволяют добраться до Эскориала, Аранхуэса, Алькалы де Линарес и даже Гвадалахары быстро и без пересадок или пробок на дорогах. Тем более это полезно, если собираешься пробовать местные вина. Хотя у мадридских дорожных полицейских свои ограничения, позволяющие водителям употреблять алкоголь, злоупотреблять этим не следует.

Билеты на пригородные электрички можно купить прямо на станциях или в переходах метро. Установлены здесь и автоматы, которые продают билеты по картам, и обычные, где заплатить можно монетами или банкнотами (самая большая, которую принимают, - 50 евро). Но сэкономить, взяв билет туда-обратно не выйдет, стоимость проезда будет одинаковой.

Важное примечание: если потерять билет на электричку, то на пригородных станциях можно выйти спокойно, а вот на вокзалах и центральных станциях Cercanias Мадрида этот номер не пройдет. Здесь стоят не только служба охраны, но и специальные контролеры, у которых можно купить билет на выход. И если наивные туристы рассказывают контролерам, что едут аж из самой Гвадалахары и платят большой штраф, то мадрильяне объясняют, что сели на поезд на соседнем Чамартене.

Автобусы Мадрида передвигаются с завидным постоянством. И пусть расписание маршрутов в центре в часы пик соблюдается не так пунктуально, как в Швейцарии, поверьте, это не вина водителей. Зато автобусы, перевозящие в пригороды, отправляются, как часы. Расписание и маршруты автобусов можно узнать на остановках и на сайте emtmadrid.es

Еще одна крайне приятная и полезная "фишка" Мадрида - ночные автобусы. Называются они "бучос" и отправляются в разные края города от площади Кибелы. Ходят они не только по пятницам и выходным, но и в будние дни. Правда, после 03:20 автобусы появляются лишь раз в два часа, зато в выходные они исправно приходят на свои остановки каждые 20 минут. Так что уехать в пятницу ночью можно даже из Гетафа, где есть не только аутлеты, но и большой кинотеатр с поздними и ночными сеансами.

Поговорим еще и об "Абоно туристико" - самом удобном на сегодняшний день мадридском проездном для туристов. "Абоно туристико" бывает двух видов - А и Т.

А - действует на метро и автобусах Мадрида, а Т оплачивает также Cercanias и пригородные автобусы. Купить можно проездные на день, два, три, пять и неделю.

Если вы собираетесь интенсивно ездить по Мадриду дня три, берите билет зоны А, он сэкономит средства даже по равнению с 10-поездочной картой. Если в ваших планах Эскориал, Аранхуес и другие города под Мадридом, купите "Абоно Т" - ездить с ним выгоднее, чем по отдельным билетам Cercanias. Но учтите, "Абоно Т" не действует на региональных поездах Ренфе и не дает дополнительных скидок при посещении развлечений столицы.

"Абоно А" обойдется в 8 евро за один день, 13,40 евро за два и 33 евро за неделю использования. "Абоно Т" будет стоить туристу 16 евро за один день, 26,8 евро за два, и 66,80 евро за неделю.