В Мюнхене, как и во многих других крупных городах Германии, ещё буквально несколько лет назад нужно было спешить вечером после работы, чтобы успеть в магазин за продуктами. Дело в том, что большинство из них закрывались уже в шесть вечера. Кроме того, некоторые вообще не функционировали по выходным дням, а те, что и работали, то только исключительно по субботам. И что же оставалось делать всем местным жителям, да и туристам, что желали чего-нибудь прикупить в одном из местных супермаркетов? Выход – отправляться на рынок.

Кстати, это отнюдь не самый худший вариант, поскольку в Мюнхене есть несколько очень даже интересных мест, где можно купить свежие овощи и фрукты, рыбу и прочую необходимую еду. Фермеры из окрестных деревень привозят свою продукцию, правда, сами рынки работают только в тёплое время года. Ассортимент здесь, действительно, очень разнообразный, а ещё можно не сомневаться в натуральности продуктов, да и цены не заоблачные, как может быть в некоторых очень дорогих магазинах.

Здесь можно купить всё самое необходимое: например, молоко, мёд, мясо или овощи. Кстати говоря, если что-то из этого нужно в срочном порядке, можно самостоятельно съездить на фермерское подворье (местные жители могут подсказать, поскольку некоторые из них периодически сами отправляются туда за необходимыми базовыми продуктами) и купить всё, что нужно. Единственное необходимое условие – наличие машины, поскольку как-то иначе добраться трудно.

Но если вернуться к вопросу раннего закрытия продуктовых магазинов (в шесть вечера), важно сказать, что сегодня большинство из них работают вплоть до восьми, а иногда - даже и до девяти вечера. И это большой шаг навстречу покупателям, поскольку до этого счастливого момента людям приходилось покупать еду в ресторанах (на вынос) или на автозаправках, которые единственные из всех работали допоздна или даже круглосуточно, но ассортимент, как можно представить, там был соответствующий. В первую очередь, достаточно скудный.

То же самое относится и к воскресенью, ведь раньше в этот день не было возможности всей семьёй отправиться по магазинам – это был официальный день отдыха, причем, что очевидно, во всех смыслах этого слова. Но всё-таки сейчас иногда случаются исключения. У Мюнхена есть право пять раз в году провести необычное для города воскресенье. И в такие дни теперь работает часть торговых центров и магазинов. Но у данной ситуации есть и свои минусы. Самый главный из них – это столпотворение людей и машин. Именно в это время на съезде с автобана в Мюнхен образуются значительные пробки, люди из соседних городов спешат, едут в Мюнхен за продуктами. Но всё-таки для самих местных жителей появление хоть и совсем незначительного количества дней, когда можно заполнить холодильник, несколько облегчает всю ситуацию.

Продуктовые рынки достаточно популярны в Мюнхене, причём здесь делают покупки люди с совершенно различным уровнем дохода и уж, тем более, социальным статусом. Однако если всё-таки отовариться хочется в магазинах, то нужно чётко понимать, что в Мюнхене, как в городе и с очень очевидным национальным оттенком, но всё же во всех смыслах европейском, присутствует некоторое, с позволения сказать, классовое разделение. Оно выражается в том, что здесь есть продуктовые магазины, а есть и супермаркеты.

Но ещё все магазины продуктов (универсамы) можно разделить на те, что считаются более бюджетными и экономными вариантами, а им в противовес предлагаются магазины с гораздо более высоким уровнем цен даже на самый обычный и привычный товар. Считается, что качество предлагаемой продукции достаточно высокое, а ассортимент настолько разнообразен, что любому, кто не привык выбирать на завтрак один из ста пятидесяти видов хлебобулочных изделий, впору заблудиться и потеряться среди всего этого богатства и изобилия. Но специально для этого в дорогих супермаркетах находятся специально обученные люди (персонал) - консультанты, которые вовремя подскажут и помогут определиться.

На самом деле есть ещё одно, достаточно значимое для многих покупателей отличие недорогих магазинов от более элитных. Дело в том, что в том же Aldi, Lidl, Penny - а именно эти супермаркеты являются основными представителями данной бюджетной категории - весь представленный товар располагается на полках в уже расфасованном виде, и потребитель может выбрать для себя, например, свежее мясо только то и в том количестве, что лежит на прилавке. А в дорогих, например, в одном из них – Rewe, существуют специальные лавки, отделы, где каждый покупатель может самостоятельно, исходя из своих потребностей и финансовых возможностей выбрать именно то, что ему необходимо.

Таких отделов внутри магазина может быть несколько: мясные, рыбные, сырные, овощные. В каждом из них работает продавец-консультант, который тщательно следит не только за тем, чтобы человек, пришедший в магазин, остался доволен покупкой, но ещё и за тем, чтобы качество товара оставалось на самом высоком уровне, ничего, как говорится, не заветривалось и не плесневело.

Это, кстати, очень важные факторы для всех мюнхенцев, поскольку они привыкли к тому, что цена должна соответствовать качеству, а всё остальное, например, фирма-производитель или само название и репутация магазина, отходит на второй план, не является столь значимым для них. Поэтому если платят достаточно крупную сумму за мясо, то, в принципе, недопустимо даже, чтобы что-то с этим продуктом было не так. Например, его сомнительный вид или запах априори не должны присутствовать.

Мюнхен, с точки зрения покупок, интересен тем, что здесь существует огромное количество магазинов, и продуктовых - в том числе. Помимо обычных, можно найти и достаточно интересные, если можно так сказать, нестандартные. Условно их можно назвать узконаправленными магазинами. По сути, местные власти понимают, что в этом городе наряду с немцами проживают и представители ряда других стран и национальностей. И еда им иногда, по всей видимости, нужна соответствующая.

По этой причине здесь появились китайские и русские супермаркеты, предназначенные для определённых категорий граждан. Цены в них средние, стандартные, а главное отличие их друг от друга заключается в определённом ассортименте. В тоже самое время среди мюнхенцев совершенно обычным явлением считается посещать те магазины и покупать только те продукты, что полностью соответствуют их уровню, статусу и финансовому положению.

Можно вполне представить такую картину: мужчина лет сорока, занимающий хорошее положение в обществе, чья профессия, к примеру, связана с банковской деятельностью, не пойдёт покупать хлеб к ужину в бюджетный супермаркет, например, в один из трёх Lidl, Aldi и PennyMarkt, которые все относятся приблизительно к одной категории магазинов. И вовсе не потому, что еда там хуже, а булки черствее.

Да, возможно ассортимент на самом деле не столь велик, как, например, в более дорогих и престижных Edeka или Rewe, но всё, что касается качества продуктов, то оно и в более дешёвых магазинах находится на вполне высоком уровне. И всё же считается, что первую тройку посещают, по большому счёту, более экономные категории граждан по ряду причин. Например, в связи с более скромным уровнем дохода: студенты, пенсионеры, некоторые домашние хозяйки.

Вообще в Мюнхене большинство семей закупаются на всю неделю, а поэтому в субботу практически во всех магазинах происходит самое настоящее столпотворение, что ничуть не удивляет самих местных жителей. Для них это явление совершенно привычное. А вот в будние дни, в рабочее время, гулять по магазинам могут позволить себе те, кто, собственно, на службу не ходит, к коим, безусловно, относятся те самые домохозяйки и люди, которые просто по каким-то причинам сидят дома. Но туристам и гостям города всё это на руку, поскольку их толпы не пугают и не настораживают. Посетить они, конечно, могут супермаркеты разного уровня хотя бы для того, чтобы сравнить их между собой и понять, почему цены на, казалось бы, обычные и практически одинаковые продукты столь сильно разнятся.

Что интересно, сеть дешёвых супермаретов Penny, которые, надо сказать, распространены не только в Германии, но и вообще по всей Европе, являются брендом более крупной компании, которой, в свою очередь, принадлежат магазины более дорогой категории. В общем, такая своеобразная маркетинговая находка, приносящая солидную выгоду владельцам. Супермаркеты под названием Lidl работают под девизом, который звучит так: «Наше качество дешевле». И, в принципе, это высказывание – чистая правда, поскольку, не смотря на то, что выбор сыров и колбас здесь не такой, как, например, в других магазинах (а там ассортимент одного продукта, например, того же самого хлеба, может превышать сотню наименований), но при этом цены очень и очень доступные.

Туристы тоже любят подобного рода магазины, поскольку это позволяет в значительной мере сэкономить деньги, причём, учитывая то, что всё равно обеды и ужины чаще всего (хотя и не всегда) происходят в ресторанах и кафе, то покупки в таких недорогих супермаркетах только на руку.

Однако с именем корпорации «Lidl» cвязано несколько скандальных слухов: говорят, что дешёвого качества компания достигает достаточно сомнительными способами. Например, один из них – это наём детективного агентства, чтобы следить за сотрудниками. Зачем? Для того, чтобы они всё время, которое прописано в трудовом договоре, тратили на работу и никак не на какое-то сомнительное, по мнению управляющих, времяпрепровождение. Сыщики, например, наблюдали за сотрудниками супермаркетов во время работы, перекуров, и самое ужасное, что даже в туалете (а вдруг персонал чем-то недозволенным в этих местах занимается).

При этом часто даже директора супермаркетов не знали о том, что в помещениях установлены видеокамеры, точнее, у них было совершенно иное представление, для чего высшее руководство это делает. Им озвучивалось только то, что таким образом будет предотвращено воровство. Одним словом, несколько неэтичные действия заставили профсоюз супермаркета поднять бучу, поскольку кому же из работниц будет приятно, если им запретят ходить в туалет в рабочее время? Только в том случае это допустимо, если у дам месячные, о чём должны свидетельствовать красные повязки на их головах.

Чем закончится в результате эта история, пока что до конца не понятно, но, впрочем, это никак не повлияло на популярность магазина у местных жителей. Они по-прежнему приходят сюда, чтобы сделать покупки, приобрести все самые необходимые и базовые продукты.

Сеть супермаркетов эконом-класса Aldi славятся тем, что здесь представлен огромный ассортимент баварского пива. Вообще магазин торгует продуктами питания, напитками и предметами ежедневного спроса, но чаще всего именно зелье из хмеля и солода привлекает очень большое количество покупателей. Некоторые приходят сюда только для того, чтобы отовариться пивом на всю предстоящую неделю. А вообще всего за 15 евро здесь можно приобрести целую корзину продуктов. Этого следует ожидать, поскольку супермаркет с самого первого дня своего открытия позиционировал себя как бюджетный магазин продуктов эконом-класса, что он и подтверждает вот уже несколько лет.

В Мюнхене таких достаточно много, причём не только в удалённых районах, но и близко к центру есть несколько супермаркетов. Жаль только, что ни один из описанных магазинов не работает круглосуточно, а это всё-таки не очень удобно, особенно для людей, которые привыкли к несколько иному ритму жизни, чем заведено в этом чудесном немецком городе.

Автор статьи: Казакова Ольга