Про сам Тунис сказать могу мало. В отличие от Египта заметно только не в пример лучшее и спокойное вождение. И, вообще, страна спокойная. Даже для дальних экскурсий не обязательно брать с собою удостоверяющие личность документы (чай не в самом лучшем метро мира находитесь). Правил мало: фотографировать женщин, закутанных в одежды, нельзя. Фотографировать здания с государственными флагами нельзя. Фотографировать полицейских нельзя. Все остальное – можно! Так сказал наш гид.

Гиды фирмы Express Tour, кстати, нам не досаждали. Развезя с аэропорта по отелям и пообещав обязательную встречу на следующий день, никто из фирмы так больше и не появлялся, судьбой нашей не интересовался, экскурсиями не досаждал, и о времени обратного трансфера сообщать не спешил. Признаться, это лучшее, что я ждал от оператора. Впрочем, у него я хотел бы единственно получить информации о правилах, заведенных в отеле. Что, например, входит в all inclusive.

Отель

Отель Orient Palace сам себя считает пятизвездочным. Я же дам ему две звезды по кипрским меркам и три по египетским. Для начала опишу сам отель. Это довольно большое здание в виде звезды в три луча разной этажности. Стиль африканский. Арки, много пространства, трехэтажный холл, все в коврах и паласах и все очень темное.

Когда-то это могло выглядеть роскошью, теперь же нельзя не заметить, что все пришло в полную негодность от старости. Кресла на ресепшн имеют заметно засаленные подлокотники, ковры в коридорах напомнили мне советский дом культуры, палас в самом номере просто оказался в прожженных дырах. Телевизор, кажется, времен отеля. Давно расфокусированное изображение и наполовину неработающий пульт, что делает звук в два раза громче при нажатии на кнопку «слип».

Перила на балконе давно требуют покраски, а потолок - побелки: не могу согласиться, что желтое пятно посреди него соответствует пяти звездам. Плитка в туалете положена, как в хрущевке (там, где она была), а ванная спасается только тем, что в ней так темно, что разглядеть ржавые трещины на ее поверхности сразу не удается. Сантехника, видавшая виды. Простите за подробности, смыть в туалете редко удастся с первого раза, а ждать второго придется довольно долго. Напор же в душе оставляет желать лучшего и, кроме того, и, что совершенно неприемлемо, температура воды не стабилизируется, что заставляет вас принимать контрастный душ без вашего на то желания.

В ресторане же (пока ограничимся только его мебелью) столы официантов выкрашены простой краской в красный цвет и не имеют ни одной дверки или ящичка, которые бы не покосились и не грозили отломиться и покалечить кого-нибудь в следующий раз, когда ими решат воспользоваться.

Море

Море в Тунисе совсем, видимо, не в курсе, что оно тунисское и потому, как и положено Средиземному, – прекрасно. Заход в воду хороший, а сама вода чистая и теплая. Если этого и достаточно, то дальше не читайте. Езжайте и все дела.

Обслуживание

Я бы предпочел, чтобы его не было вовсе. Надеюсь, те, кто был в разных местах, согласятся со мной. Почти все, что делает обслуга в этом отеле – это высосанные из пальца на ровном месте услуги. Такие, что в других местах совершенно спокойно выполняются самими отдыхающими или вообще никем. Здесь же они принуждены служить банальному вымогательству чаевых.

Когда я плачу полтора фунтика за лежак и матрас на муниципальном пляже на Кипре, я понимаю, по крайней мере, что на эти деньги пляж убирают и содержат надлежащим образом. Когда же на пляже в закрытом отеле, за проживание в котором я заплатил по системе ВСЕ включено, все лежаки и матрасы каждый вечер складываются в большую кучу, а утром, чтобы получить их, надо порой и до десяти минут скакать по территории отеля за служителем, который не позволяет вам просто взять их, но обязательно сам берется донести и установить, то ясно же, и по его взгляду, и по нежеланию какое-то время отходить от вас, что вся «услуга» выдумана ровно для того, чтобы стребовать с вас чаевых. Но ЗА ЧТО? Отчего бы все эти лежаки не оставить на месте до самого конца сезона (как это делается в соседнем Египте)? Конечно, можно и не давать чаевых, если вам безразлично гримасничанье работничка пляжа и то, что в следующий раз он будет нести вам матрас еще дольше. Мне это неприятно и не может не отразиться на отдыхе.

Водный спорт выглядит обычно и даже щадяще. С «бананов», по крайне мере, не стараются скинуть в воду. Просто возят. Однако, если вы берете катамаран – будьте готовы к тому, что вас попросят самого дотащить его до воды.

Пляж

Еще жальче выглядит работа ресторана. Банальный завтрак приводит в тупик даже видавшего виды туриста. Сначала подвох и не заметен. Вроде, обычный шведский стол. Идешь себе с тарелочкой от подноса к подносу, предвкушаешь. Недоброе начинаешь подозревать, когда становится ясно, что нигде нет приборов и напитков. А, тут-то и есть та самая выдуманная услуга. Набрав еды, вам следует найти незанятый и убранный стол (а это, кстати, непросто: отель весьма переполнен), усесться и затем долго и нудно, пока завтрак ваш стынет, ждать официанта, который и принесет вам приборы и салфетку, а также примет у вас заказ на напитки. Но заказ он примет только в том случае, если вы ЗНАЕТЕ, что их надо у него заказывать, потому что САМ он ни за что в этом не признается и уж тем более не предложит (я имею в виду не спиртные напитки, эти всегда так и заказываются, а банальный чай, к примеру, или просто воду).

Т.е. буквально, все человек десять официантов, и плюс к ним еще два–три смотрителя над ними (отличаются черными пиджаками), беспрестанно будут сновать туда-сюда по помещению и смотреть куда угодно, только не в глаза ждущих их посетителей. Стоит же проявить нетерпение, а - однажды было - тем более встать, чтобы указать неучу на свое присутствие, так тут же начинается ор, крик, предложения сесть на место, не волноваться и пр. Может быть, я - скряга, но позвольте, платить чаевые за то, только, что мне приносят приборы, я категорически отказываюсь. Это - просто мошенничество, согласитесь. Чаевые за шведским столом. Нонсенс.

Кроме того, для этих нерадивых работников, принести белое вино вместо красного или одну колу вместо двух совсем ничего не стоит. Отвратительно. Добавлю также, что не на всех столах есть соль, а та, что есть – крупная и решительно не желает расставаться с солонкой. Кроме того, работа и официантов, и работников на пляже сопровождается бесконечной сутолокой, криками друг на друга и друг другу за сто метров, грохотом лежаков и посуды и пр. Т.е. о покое можно забыть. Напомню, я описываю пятизвездочный отель!!! (Возвращаясь к ресторану: вопросов у меня не вызвала только сама еда. Все было вкусно и в достатке.)

Другие услуги

Так как давно не мог быть в Москве и страдал без своего парикмахера, то, сам не знаю как, решился я посетить перукарню при отеле. Сам виноват. Надо же было до такого додуматься. Да, ладно, через месяц все поправится. Одним словом, знайте...

Звонки с мобильного обойдутся вам примерно в пять долларов за минуту. Из отеля – столько же. Дешевле всего звонить с автомата (динар – минута, меньше доллара) или просить звонить вам в номер. GPRS или отсутствует вовсе или не поддерживается роумингом. Wi -Fi в отеле я не нашел. Тем более бесплатный. Зацепил пару раз сеть соседнего отеля, но она была закрыта и требовала авторизации. До свидания пять звезд, другими словами.

All inclusive

В ресторане крепких напитков не дадут. В лобби-баре тоже, так как, в отличие от Египта, своего виски в Тунисе просто нет. Остается только пиво и вино. Остальное за денежки.

Внимание! В баре на пляже спиртные напитки по all inclusive вообще не подаются. Для многих, давайте признаемся, этим уже можно было бы и закончить тему Туниса. Особенно учитывая тот дерьмовый факт, что я попал в арабскую страну, как всегда, в Рамадан, а «привезенное с собой» закончилось за три дня до отлета. Вот и остается мне пробавляться написанием этой статейки.

Что понравилось

Почти совсем не было русских гопников. Т.е. русские были, но спокойные, незаметные. А кабанов с цепями всего-то было человек пять, да и они дали о себе знать лишь несколько раз. Их дети писали прямо на газон, они периодически зычно харкали по сторонам, ходя по дорожкам, и однажды позволили себе шалость, как, верно, им казалось: поймали мальчика-аниматора и бросили его в одежде в бассейн под трубные звуки (принимаемые ими, по всей видимости, за смех) своих, так сказать, представительниц слабого пола.

Вообще, было мало молодежи. Сплошные старики. С одной стороны, это давало мне возможность пялиться по сторонам, не рискуя поминутно натыкаться взглядом на прелестную задницу (таковых было всего ничего), с другой, это же обстоятельство давало мне заблуждение о том, что я еще ничего так выгляжу (среди дедов-то).

Вот в целом и все. Счастливого отдыха (не в Тунисе, конечно).

P.S. Стойка туроператора отыскалась в предпоследний день. Она была не у ресепшн, как во всем мире, а в специально отведенной комнатке в другом крыле здания. Время трансфера гид попутала ровно на один час. Видимо, их же собственное условие писать все по местному времени, было ей неизвестно. По этой причине 30 человек полтора часа тусили уже без инклюзива туды-сюды по холлу и саду.

P.S.P.S. Деньги в отеле меняют только в одну сторону. С денег на динары. Обратно либо в банках, либо в аэропорту по ясно какому курсу.

Александр Смолко