Уличные платные парковки в городах Европы

Аттракцион еще малоизвестный в России, но в Европе, к сожалению, давно ставший нормой.

Обозначаются знаками (стандартная буква "P") или разметкой (синяя линия). Но синева - элемент необязательный. Может быть и белая или желтая. Стоимость часа стоянки от 0,5 до 2,5 € в зависимости от города, а в крупных городах - и от района. Время стоянки на них (особенно в центральных районах городов) часто ограничено, как правило, не более 2- 4 часов. Парковочный автомат просто не даст вам оплатить время больше максимально разрешенного.

Как пользоваться

Найдя свободное место, вы встаете на него, запираете машину(!) и идете искать парковочный автомат. Он может оказаться довольно далеко - до 100 метров или на другой стороне улицы. Зачастую, под знаком, обозначающем платную парковку есть стрелка, указывающая на парковочный автомат, но далеко не всегда.

Найдя автомат и ознакомившись с тарифом, приступаете к оплате. В большинстве случаев технология одинакова. Изначально электронное табло показывает текущее время.

Бросаете в монетоприемник мелочь. После каждой монетки на табло высвечивается внесенная сумма и время, до которого произведена оплата парковки. Обычно эти данные высвечиваются попеременно сумма – время – сумма – время.

Набрав нужное время, нажимаете кнопку «Оплатить» (зеленого цвета). Немного подумав, автомат напечатает парковочный талон, на котором написано время оплаты и время окончания оплаченной парковки.

Если в показаниях табло вас что-то не устроило, то нажимаете красную кнопку и получаете назад все деньги.

Эта функция очень удобна, когда лень считать до какого часа с учетом обеденного перерыва или выходного дня можно оставить машину. Дело в том, что плата на уличных парковках обычно взимается не круглосуточно, а только в определенное время. Например, с 9.00 до 14.00 и с 15.00 до 19.00 по рабочим дням и с 9.00 до 14.00 по субботам, а в воскресенье стоять можно бесплатно. Точнее "платные часы" написаны на каждом автомате.

Допустим, час стоит 1 €, вы приехали в 13.30 и хотите оставить машину на 1,5 часа, чтобы сходить в музей. Бросаете монету в 1€. На табло высвечивается, что оплата произведена до 15.30 – за полчаса до начала бесплатного времени и за 30 минут после 15.00. Предположим, что вам до 15.30 не надо. Нажимаете сброс, получаете свой евро обратно и кидаете в автомат 50 центов только за полчаса и можете спокойно гулять до 15.00.

Кстати, сдачу уличные парковочные автоматы не дают и часто монеты номиналом меньше 20 евроцентов не принимают.

Возвращаетесь к машине и кладете парковочный билет на «торпеду» таким образом, чтобы все написанное на билете было видно через лобовое стекло.

Разновидности

В 90% случаев, автоматы, хоть и выглядят по-разному, но работают как описано выше. 10% выпадает на различную экзотику.

В Осло (столица Норвегии) распространены парковочные автоматы, работающие без парковочных талонов. Контроль осуществляется оптическим элементом. На улице стоит невысокий железный столб. В нем «глаз» направленный на место для парковки. Как только в поле зрения столба попадает автомобиль, заехавший на оплачиваемое место, на табло столба начинается отсчет времени. Подходишь к нему, а он уже 2 минуты насчитал. Бросаешь в щель деньги – высвечивает, до какого часа ты оплатил и начинает обратный отсчет сколько осталось.

В Швейцарии бывает, что для оплаты стоянки нужны не только деньги, а еще и особая пластиковая карта, подтверждающая, что ты имеешь право здесь стоять (местный житель, сотрудник офиса и т.д.). То есть на автомате не только монетоприемник, но и щель для карты. Пока пропуск не вставишь, принимать оплату автомат отказывается. Приходится ехать искать другую парковку.

Есть автоматы, и их становится все больше, принимающие наравне с мелочью еще и кредитные карты или только кредитные карты. Тут технология несколько иная. Сначала, с помощью кнопок набираешь время, до которого собираешься оставить автомобиль, а затем проводишь кредиткой сквозь считывающее устройство. Деньги списываются, парковочный талон печатается. Никаких PIN кодов вводить не надо.

В Париже были замечены автоматы, принимающие только карты, причем не кредитные, а особые – за парковку. Это означает, что надо сначала купить такую карту с определенным оплаченным временем на ней, а затем уже пользоваться.

Штрафы

За соблюдением времени парковки следят, но не полиция, а специальные муниципальные службы. Штрафы за неоплаченную парковку (превышение оплаченного времени) не маленькие, например в Хельсинки – это 40 евро. Санкции обычно ограничиваются штрафом, но есть города (особенно этим славятся Барселона и Амстердам), где за малейшее нарушение правил парковки сразу следует эвакуация машины.

Если так случилось, что вы под лобовым стеклом обнаружили квитанцию – ничего страшного. Оплату принимают в банках и почтовых отделениях. Знать язык, даже английский не обязательно. Подойдите к окошку, протяните квитанцию, свой загранпаспорт и скажите «Help Me, please». Сотрудники заполнят квитанцию и проведут оплату сами. Обычно, эта услуга платная – стоит 1 евро.

Вредные советы

Обнаружив штрафную квитанцию, внимательно посмотрите, как в ней написан номер вашей машины (если машина на русских номерах). Дело в том, что импортные парковщики с русскими номерами сталкиваются нечасто и не понимают, что означают последние две цифры над российским флажком (номер региона). Они искренне считают, что это обозначение России в целом. Следовательно, в квитанцию записывают только букву, три цифры и две буквы (А777АА). Что это значит? Правильно, вас здесь никогда не стояло. Это были не вы, а автотурист из Магадана, вернее это вообще был непонятно кто. Можно расслабится и не платить.

В остальных случаях штраф лучше все-таки оплатить. Хоть парковочные штрафы, в отличие от полицейских, на выдачу следующей визы не влияют, но после просрочки срока оплаты (1-2 месяца) начинают капать пени. Попавшись в этой же стране с нарушением парковки в следующий раз, можно обнаружить свою машину уже эвакуированной и неслабый штраф, не только за этот, но и за прошлый раз.

"Саквояж"