В преддверии Рождества Христова публицист и богослов Сергей Худиев напоминает об истинном смысле этого праздника и значении боговоплощения для человечества.
Прежде всего, Рождество – это событие, которое произошло уже более двух тысяч лет назад в городе (мы бы, скорее, назвали его деревушкой) Вифлееме. Юная Девушка родила Младенца. Это произошло в семье бедных ремесленников, и вскоре им придется бежать, спасая жизнь Младенца – многочисленные современные карикатуры, обыгрывающие тему «семьи ближневосточных беженцев», обращаются именно к этому моменту.
Современная атмосфера Рождества создает ощущение сказочности – ангелы, волхвы, елочные украшения… но само Рождество произошло не в каком-то сказочном мире, а в нашем, обычном, правители, которых упоминают евангелисты, хорошо известны нам и из других источников. Этот мир был ничуть не более уютным – а во многих отношениях и более страшным, чем наш.
Безжалостные властители воевали между собой, опустошая землю, разоренные налогами земледельцы уходили в разбойники и, если попадались в руки примитивной, но крайне суровой правоохранительной системы, оканчивали свою жизнь на крестах.
Как века до этого и века после, люди рождались, страдали и умирали.
Почему мы помним именно об этом Младенце? Потому что этот Младенец – Бог.
Здесь нам надо уточнить, о чем идет речь. У людей всегда были разные представления о божественном. Для язычников богов было много – и они не были ни всеведущими, ни всемогущими, ни благими. Граница между миром богов и миром людей была нечеткой – боги могли вступать в связь с земными женщинами и иметь от них детей, особо выдающиеся люди – переживать «апофеоз», то есть становиться богами.
Но мир Библии резко и категорически порывает с подобными представлениями. Существует только один Бог, Творец всего существующего, «неба и земли». Этот Бог «святой», то есть «абсолютно иной, отделенный». Между ним и тварным миром лежит пропасть.
Я попробую прибегнуть к аналогии – помня о том, что любая аналогия хромает. Представьте себе роман со множеством персонажей – например, «Властелин Колец» Джона Толкина. В нем есть существа таинственные, загадочные и прекрасные, «иные» по отношению к людям, например, эльфы. Но все они – внутри романа. А вот автор – сам Толкин – вне его. Он не входит в список персонажей. Он – качественно иной. Он, в отличие от персонажей романа, обладает реальным бытием.
Так и Бог Библии – не «один из богов», не одна из сил, действующих в мироздании, пусть и самая великая. Он – иной. Он – Создатель всего, как автор – создатель романа или композитор – создатель симфонии.
И вот в Иисусе Христе Бог принимает на Себя человеческую природу. Автор поселяется между своими персонажами.
Тут нам надо отклонить еще одну возможную ошибку. Иисус – не аватар. В некоторых религиях Бог может воплощаться много раз, чтобы напомнить людям об утраченных ими истинах. Это вдохновило авторов научной фантастики (в частности, известного фильма «Аватар») на образ «съемного тела», через которое можно действовать при необходимости, а когда такая необходимость отпадает – отключаться. Смерть и страдания этого «подключенного» тела значат немногим больше, чем раны в компьютерной игре – в конце концов, в любой момент можно отключиться.
Но когда мы говорим о боговоплощении в Иисусе Христе, мы говорим не об аватаре. Бог подлинно и навсегда стал человеком. Это не тело, которое Он взял поносить; это Его тело в том же полном смысле, в котором наши тела являются нашими.
Иисус и сейчас, пребывая во славе, является человеком, членом человеческого рода, одним из нас, во всём подобным нам, кроме греха.
Надо сказать – потому что это иногда остается непонятым – что Иисус не «смесь» Бога и человека, не «что-то среднее» (это было бы невозможно), Он, подчеркнем это еще раз, полностью Бог и полностью человек.
Зачем Бог стал человеком? Ему это ничего не добавило – у Бога нет каких-то нужд, которые бы это восполняло. Он сделал это ради нас, как говорит Символ Веры, «нас ради человек и нашего ради спасения». Спасения от чего? Евангелие говорит – от греха.
Человек – каждый из нас – создан Богом для жизни вечной и блаженной. Но все мы отпали от Бога в грех. Всё дурное в этом мире – смерть, страдание, тоска, потерянность – имеет своим источником грех. Не обязательно личный грех страдальца – но грех, отравляющий всё мироздание.
Мы находимся в состоянии упорного и разрушительного мятежа против нашего Создателя; и вот в Иисусе Христе Он приходит, чтобы вернуть нас Себе. В мир входит истинный Царь – кто-то, как Волхвы, предпринимает длительное путешествие, чтобы поклониться Ему, кто-то – как Ирод – пытается Его уничтожить, но Он уже здесь. Он вошел в наш мир – и остался в нем.
В день Рождества, как волхвы, идем поклоняться Ему.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Стиль жизни
- →
- Религия
- →
- Иисус – не аватар, или Что такое Рождество
Религия
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Иисус – не аватар, или Что такое Рождество
Оригинал
Православие и мир