Когда в стране бушует очередной кризис, цифры на ценниках в магазинах растут, а устроиться на работу становится куда сложнее, чем ее потерять, все социальные гарантии государства вдруг становятся зыбкими и ненадежными, словно надпись на песке. Тогда каждый начинает искать новый путь обустройства своей жизни, в одночасье сошедшей с накатанных рельсов.

Путей этих может быть множество. Но если внимательно приглядеться, то в основе их всегда будут лишь две внутренние логики. При одной ты надеешься на собственные силы, разрабатываешь план спасения, просчитываешь возможные варианты. Все должно быть в твоих руках, но… если руки не выдерживают тяжести, ты и теряешь всё. При другой логике ты веришь, что твоя жизнь — в руках Божьих, а спасение зависит во многом от силы твоей молитвы, а не от силы твоих рук, но… если ты видишь, что твоя молитва остается безответной, ты также теряешь всё.

Правда ли, что христианин должен идти только по второму пути? Не признак ли это большой безответственности и крайней уязвимости? И что же делать, если твоя молитва не приносит желаемых плодов? Как сохранить веру в помощь свыше, глядя на ценники в магазинах, к тому же если у тебя дети да еще пожилые родители на содержании? Что вообще такое молитва и почему, несмотря на очевидную безвыходность многих жизненных ситуаций, христиане так упорно верят, что это «не просто слова»? Наконец, продолжать ли молиться в экономический кризис, или бросить тратить на это время и заняться поиском дополнительной работы, ощутимых, а не абстрактных и непредсказуемых, путей выхода?

Фирменный бог

Проще всего было бы ответить на все эти вопросы, что, мол, и это нужно делать, и того не оставлять. Потом приправить этот ответ восточной присказкой про то, что верблюда нужно привязывать, даже когда надеешься на Аллаха, или анекдотом про бедняка, который молил Бога послать ему выигрыш в лотерею, однако сам не удосужился купить лотерейный билет. Для особо взыскательных читателей можно добавить богословский фрагмент о синергии — взаимодействии человека и Бога. И получилось бы вполне себе непротиворечивое рассуждение, к которому с формальной точки зрения, наверное, было бы весьма трудно придраться.

Но, думается, что за всеми этими вопросами стоит другой, неизмеримо более важный вопрос, который куда точнее было бы проиллюстрировать русской поговоркой «гром не грянет — мужик не перекрестится». Вопрос этот каждый из нас может задать себе в предельно ясной формулировке: а кто же на самом деле твой Бог? На кого ты ежедневно полагаешь свои надежды, на чью защиту и поддержку уповаешь в этой жизни?

Тут могут открыться довольно неожиданные вещи. Кто-то живет спокойно, пока на его банковском счете сохраняется сумма, достаточная для того, чтобы особо не заботиться о завтрашнем дне. Кто-то рассчитывает на благосклонность к нему начальства или спонсора. Кто-то надеет­ся на свой бизнес, а кто-то на мощь и непотопляемость корпорации, в которой он трудится. Вот это все и есть они — боги, на которых так часто уповают люди сегодня. В библейской традиции их принято называть идолами, хотя в наши дни под этим словом почему-то принято понимать лишь некие изваяния языческих божеств. На самом деле идолом для человека является та сила, на которую он надеется как на основу своего благополучия. Для огромного множества людей такой силой являются либо деньги, либо люди, облеченные властью, либо же — некое сочетание двух этих сил, поскольку они почти всегда являют себя миру неразлучной парой.

Вот на эту-то пару идолов — деньги и власть — очень часто и надеется современный человек в своей обыденной жизни. Действительно — руководство тебя ценит, корпорация, в которой ты трудишься, нормально функционирует, деньги на твою зарплатную карту поступают исправно. За этой силищей ты чувствуешь себя надежно укрытым от всех возможных бедствий и неожиданностей, которые только могут подстерегать человека на его жизненном пути. И очень хочешь, чтобы эта сила продолжала хранить тебя и дальше, чтобы и впредь все твои житейские нужды обеспечивались ее финансовой и административной мощью. Это не художественное преувеличение, и не аллегория, корпоративный дух действительно стал богом многих и многих наших современников, для служения ему даже существуют особые ритуалы и молитвы. Так, еще в 1933 году создатель японской фирмы Matsushita Electric (известной своими брендами Panasonic, National и Technics) Коносукэ Мацусита разработал специальную воспитательную систему для сотрудников своей компании, в которой сделал акцент на пропаганде прямой связи между процветанием фирмы и процветанием каждого работника. Эта идея наиболее ярко выразилась в молитвенном гимне, обращенном к корпорации, который каждое утро перед началом рабочего дня и по сей день вдохновенно распевают сотни тысяч сотрудников фирмы в 46 странах мира. Подобная практика существует и в других японских компаниях.

К счастью, в России начинать рабочий день с молитвы фирме, в которой ты трудишься, не принято, хотя, взаимосвязь между собственным благополучием и преуспеванием компании-работодателя давно уже стала для многих очевидностью. Люди привыкли уповать на финансовую мудрость и удачливость своего руководства в надежде на то, что и им тоже перепадет кусочек корпоративной прибыли — пусть совсем небольшой, но позволяющий более-менее благополучно жить.

И вот, когда наступает кризис, вдруг выясняется, что эти боги оставили нас. Что руководство оказалось не таким уж мудрым и удачливым, что компания терпит убытки, а деньги на карточку поступать перестали по причине очередной оптимизации штатного расписания. И тогда человек вдруг вспоминает, что кроме этой парочки богов — денег и власти — есть еще и Бог Библии, сотворивший небо и землю, обладающий полнотой знания и могущества, неизмеримо превосходящей любую человеческую власть.

Гремит гром очередного кризиса, и мужик из поговорки, по своему обыкновению, начинает вспоминать, как правильно нужно креститься.

Ищи Бога и все найдется

И тут выясняется странное обстоятельство: Бог Библии вовсе не спешит отвечать человеку на его молитвы о компенсации ущерба, нанесенного кризисом. Более того, когда человек открывает Библию, он с удивлением обнаруживает, что Бог этот прямо сказал людям о том, что просить у Него в молитвах еду, одежду и прочие земные блага им не следует: …не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники. Но как же тогда быть? Ведь с работы тебя уволили, деньги стремительно заканчиваются, а детям нужна теплая одежда. И в таком вот печальном положении — не просить у Бога помощи?

Вот здесь и кроется одно из самых больших недоумений, относящихся к христианской молитве. Оказывается,

Бог христиан и без всяких молитв подает верующим в Него все те блага, о которых так молят своих идолов язычники всех сортов

. Конечно, эти блага могут сильно отличаться от тех, которые нам хотелось бы от него получить. Вместо кашемирового пальто мы можем получить китайскую куртку на синтепоне, а вместо устриц с белым вином обойтись жареной картошкой. Но еда и одежда у нас обязательно будут. Тот, Кто призвал человека к бытию, пожизненно обеспечивает его пищей, одеждой, кровом и прочими необходимыми для его земной жизни благами, даже если этот человек ни разу не обратится к своему Создателю. Поэтому специально просить Бога об этой, уже гарантированной Им же помощи можно, лишь усомнившись в словах Христа: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Но о чем же тогда призывает заботиться людей Христос? Он призывает искать Царство Божие, которое, по слову святителя Афанасия Великого, есть «…не иное что, как вкушение будущих благ, т. е. созерцание и ведение Бога, сколько доступно это душе человеческой».

Беды человеческие, горе, страдание — все это вошло в жизнь человека через отпадение от Бога, и лишь через возвращение к Нему страдающий человек может найти утешение и покой своему сердцу. Поэтому основной мотив христианской молитвы не «…подай нам, Господи», а «…приди и будь с нами». К слову сказать, даже с чисто прагматической стороны это куда более разумный подход: ведь если с тобой Податель всевозможных благ, значит, и без самих этих благ ты никак не останешься. Вопрос лишь в акцентах: что для тебя важнее и дороже — блага или их Податель? Святитель Иоанн Златоуст пишет: «…Итак, усиленно и заботиться и молиться о земном не должно. Потому Спаситель и сказал: ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам. И не сказал: даны будут, но — приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он и не повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих — и получишь сегодняшние; не ищи видимых — и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать к Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих». Это нормальный христианский путь обретения земных благ: ищи Бога и не терзай свое сердце мыслями о том, что тебе есть и во что одеться. Все у тебя будет.

Но… человек, увы, слаб. И часто бывает склонен все же «перевернуть» эту формулу на свой манер по принципу: буду искать, во что мне одеться, чего мне поесть, а Царство Божие пускай мне приложится. Как это ни странно, такой путь к Богу тоже возможен, хотя людей, предпочитающих идти по нему, святитель Григорий Нисский называл не иначе как людьми поверхностными:

«…Но говорят: иные удостоились уже начальства, почестей, богатства, употребив к сему молитву, и такой успешностью подали о себе мысль, что они боголюбивы. Поэтому скажет кто-нибудь: как же запрещаешь нам возносить Богу моления о чем-либо подобном? — Всякому, правда, известно, что все зависит от Божией воли, и настоящая жизнь устрояется свыше, никто не станет и противоречить сему учению: однако же выясним и другие причины таковой успешности молитвы: без сомнения, не как благое, уделяет сие Бог просящим; но чтобы в людях поверхностных утверждалась этим вера в Бога, и чтобы, познавая на опыте, как Бог внемлет нашим молениям, прошением маловажного мало-помалу возвысились мы со временем до пожелания даров высших и боголепных, как усматриваем это на детях своих. Пока они при матерних сосцах, сколько может вместить их природа, столько и требуют от родившей. Если же младенец возмужает и получит при этом некоторую способность говорить, то не глядит уже на сосцы, а смот­рит у матери на что-либо такое, как например или на волосы на голове, или на одежду, или на иное сему подобное, чем увеселяется детский глаз. Когда же придет в возраст, вместе с телом получит приращение и ум; тогда, оставив все детские пожелания, будет просить у родителей служащего к жизни совершенной. Так и Бог, всеми мерами приучая человека обращать взоры к Нему, для сего самого бывает нередко внимателен и к маловажным прошениям, чтобы благодеянием в малом получивший сию милость вызван был на пожелание высшего».

Самый страшный идол

Есть еще один идол, на помощь которого человек часто полагается в различных ситуациях. Этот идол… он сам. Вера человека в себя, в свои силы, в то, что ты способен-можешь-достоин, сегодня пропагандируется самыми различными источниками, от психологических журналов до рекламных роликов на телевидении. «Человек может все. Главное — собрать волю в кулак, и действовать» — в трудные времена эта мысль становится девизом для людей сильных, способных к целеустремленному поиску. И действительно, у таких людей часто получается все задуманное. В кризис они не опускают рук, удваивают свою активность и в конце концов находят выход. Это — путь сильных людей, и ничего плохого о нем сказать вроде бы нельзя. Но есть здесь серьезная духовная опасность, грозящая именно сильным. Научившись пользоваться своей силой для решения жизненных проблем, человек может мало-помалу утвердиться в том, что он сам хозяин своей судьбы, сам себе опора и защита, и никакой Бог ему не нужен вообще. Даже в разгар экономического кризиса, когда упомянутая неразлучная парочка идолов — власть и богатство — оставляют его, такой человек не падает духом: ведь он может полагаться на самого себя, он сильный, умный, энергичный. Ему ли бояться капризов переменчивой фортуны? Так человек становится идолом сам для себя.

Этот-то идол и может оказаться для него пострашнее первых двух, потому что причиной для его возникновения является вполне объективная реальность — образ Божий, составляющий основу человеческой природы. Даже в нынешнем падшем и помраченном состоянии человек ощущает в себе мощь и свет этого отблеска Божественной славы. Но для одних этот отблеск становится призывом к поиску Бога, другие же полагают, что они сами — источник света и силы. В итоге они могут прийти к полному отвержению Бога и вполне осознанному обожествлению себя. Известный проповедник индуистского неоязычества Вивекананда писал об этом с полной откровенностью: «Веданта говорит, что нет Бога, кроме человека. Вас это может поразить сначала, но мало-помалу вы это поймете. Живой Бог в вас, а вы строите церкви и храмы и верите во всякого рода воображаемую бессмыслицу. Единственный Бог для поклонения — это человеческая душа или человеческое тело».

Чтобы мы увидели Небо

И все-таки в каком же соотношении должны находиться молитва и собственные усилия христианина в трудные времена? Наверное, тут нет и не может быть единого рецепта для всех. Сильный и деятельный по натуре человек в кризис может активно действовать и просить у Господа помощи в этих действиях. А тот, кто слаб, может сосредоточиться на молитве и просить у Него сил для преодоления жизненных трудностей. Бог любит нас всех — и сильных, и слабых, не различая в этой Своей любви, кто перед Ним — волевой спортсмен с тремя высшими образованиями или же инвалид-колясочник. Каждому Он в нужное время посылает все необходимое для жизни, независимо от того, просим мы Его об этом или нет, просто потому что любит. И смысл наших молитв к Нему вовсе не в том, что без них Он не пошлет нам работу или зарплату.

Любое наше искреннее обращение к Богу — это как бы ниточка, которой мы связываем себя с Ним, любое призывание Его Имени с верой — это лучик света, который мы впускаем в свое сердце.

И не так уж важно, кризис на дворе или благополучные дни. Во все времена Бог остается основой нашего бытия, той силой, которая призвала нас к жизни и поддерживает в нас эту жизнь. Он подает нам все блага мира без каких-либо условий, не требуя от нас ничего взамен. И лишь одно благо Он, всесильный, не может дать нам без нашего согласия — Себя Самого. Только это благо — быть с Богом в этой жизни и в вечности — человек должен взять осознанным усилием, отвечая любовью на любовь, жертвой на жертву. Таким ответом на Божью любовь и является для христиан молитва. Лишь в этом соединении человеческого духа с Духом Божьим и заключается смысл любой молитвы, даже если человек и просит в ней о чем-то совсем простом.

Один из самых известных толкователей Евангелия византийский богословов Евфимий Зигабен говорил об этом так: «Не для того мы сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы, благоугодив Богу, наслаждаться вечными благами. Поэтому нужно особенно искать этого и сильно домогаться. Если мы не будем искать этого, то Бог и не даст; между тем как то, что необходимо для тела, будем ли мы искать, или не будем, все-таки получим ради поддержания тела, как и неверующие язычники. <…> Итак, не об этом должно заботиться, что мы получим и без заботы, но о том, к чему призваны. Но если то, что необходимо для тела, Он дает, даже если мы не просим, то зачем Он повелел нам молиться о насущном хлебе? Конечно, для того, чтобы посредством такой молитвы признавали, что питает нас Он, а не наша забота. И чтобы, признавая это, мы посредством благодарнос­ти становились к Нему ближе».

Конечно, экономический кризис — серьезное испытание, несущее с собой множество проблем. Но если он помогает нам возвратиться к Богу, тогда и его можно рассматривать как благо. Кризис рвет в клочья наших ложных богов, показывает нам их подлинную суть, сбрасывает с пьедесталов кумиров и крушит идолов, которым мы привыкли поклоняться в благополучные времена.

И чем сильнее кризис, тем меньше остается у нас надежды на сильных мира сего, на собственные силы, на существующий порядок вещей. Потому что все это рассыпается у нас на глазах. И тогда происходит то, о чем говорит Писание — сила Божья начинает действовать в нашей немощи. Работу вдруг удается найти там, где ты и не предполагал ее искать. Помощь приходит от людей, которых ты никогда не знал. Все расстроенные вдрызг дела внезапно каким-то непостижимым образом начинают устраиваться будто бы сами по себе, а ты лишь с недоверчивым изумлением наблюдаешь за этим странным процессом. Так действует в нашей жизни Бог, когда рушатся идолы, освобождая Ему законное Его место. И здесь очень важно научиться за Божьими благодеяниями видеть Его Самого, ощутить радость присутствия Бога, чтобы потом всегда стремиться к этой радости, вновь и вновь обращаясь к Нему в молитве. Уже не ради каких-либо земных благ, а ради того, чтобы всегда оставаться вместе с Тем, Кто, по слову немецкого поэта-христианина Йозефа Эйхендорфа, «… кротко рушит над нами то, что мы строим, чтобы мы увидели Небо»