Пожелание счастья – одно из самых популярных под Новый год. О том, что же такое счастье, и какое счастье можно назвать христианским, размышляет иеромонах Макарий (Маркиш).

Герои народных сказок пытаются добыть Жар-птицу всевозможными путями и способами, но достается она лишь терпеливому, настойчивому, незлобивому, чистосердечному и прямодушному… Сегодня мы знаем, как тесно связаны фольклорные сюжеты с религиозным опытом древних народов, и этот сюжет, конечно, не исключение.

«Страна Жар-птицы» – такое заглавие дала своей книге о России советник президента Рональда Рейгана по восточноевропейским делам д-р Сьюзан Мэсси. Долгие годы она пользовалась большим успехом у серьезных читателей в Америке: приходилось встречать людей, для которых эта книга стала первым шагом к Церкви.

Всякому, кто не понаслышке знаком с Православием, образ Жар-птицы близок и ясен без слов: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! …Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам в пути, когда объяснял нам Писание?»

Однако и в фольклорных сказаниях, и в обыденном сознании, образ этот неизменно ассоциируется со счастьем.

Есть ли тут связь? Может ли наша многострадальная Родина, со всеми нашими прошлыми и нынешними скорбями и печалями, быть провозвестницей счастья для народов планеты Земля?

Патриарх Кирилл рассказывает про давний разговор со своим дедом, который пронес подвиг исповедания православной веры через гонения большевицкого атеизма, войну, страдания и лишения. «Был ли ты счастлив в своей жизни?» – спросил его юноша, будущий Патриарх. А тот даже не понял, в чём вопрос внука, какое может быть сомнение!

Заметят на это, что в Священном Писании Нового Завета ничего не сказано о счастье… Заметят – и ошибутся. Сказано очень много и очень значительно. Настолько значительно, что Свою Нагорную Проповедь Спаситель открывает чередой заповедей о счастье, и мы повторяем их нараспев на каждой праздничной литургии: столь хорошо знакомым вам словом «блаженны», и в русском, и в церковнославянском тексте Нового Завета, один в один, передано греческое слово «макарии», что в точности означает «счастливы».

Счастье, однако, понятие весьма опасное, даже взрывоопасное. В чем особенность взрыва? В самодостаточности, в ускорении реакции за счет самой себя, за счет собственных ресурсов. И ровно то же самое случается и со счастьем – когда человек, разорвав свою связь с Истинным Богом, ищет и, как ему кажется, находит источник и опору своего счастья в своем собственном мнении, желании, ощущении.

«А в чем, собственно, проблема? Разве это не моя жизнь? Разве кто-то вправе указывать мне, что такое счастье?..» – Ошибаешься, любезный. Жизнь не только твоя, но и Его. Ты получил жизнь от Него, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так движение к счастью, сошедшее с рельсов Истины, несет человека под откос, и вместо благодатного тепла и света становится смертельным, катастрофическим взрывом. И те ошметки человеческого рода, кто, обмотавшись пластитом с обрезками проволоки, взрывают себя в толпе женщин и детей, точно так же абсолютно убеждены что добиваются для себя счастья от какого-то своего «бога»…

…Как-то, одно за другим, я получил два очень интересных письма. Первое пришло от моего старого друга, хорошего, доброго и разумного человека. В наши трудные времена внешние обстоятельства его жизни сложились как нельзя лучше. У него любимая и любящая жена, прекрасные дети, интересная, полезная работа, в доме полный достаток и мир, все здоровы и обеспечены всем необходимым. И о чем же он пишет?

«Не знаю, что мне делать… Я ужасно выматываюсь на работе, постоянно нервничаю, а дома не могу отдохнуть, нервничаю еще больше. Каждый новый день, каждая новая неделя для меня как пытка: я не вижу света в конце тоннеля… Я в отчаянии».

А во втором письме было сказано:

«Слава Богу! Мне очень хорошо живется. Я испытываю радость от каждой прожитой минуты. Мне, грешному человеку, Господь указывает путь к исправлению. Идти нелегко, но зато какая радость от каждого сделанного шага… Я научился быть счастливым».

Это радостное письмо пришло из довольно безрадостного места – из колонии особого режима. Написал его человек, которому был вынесен смертный приговор, впоследствии замененный на пожизненное заключение. За что именно – говорить не буду; достаточно сказать, что приговор был справедливым.

Удивительно, как два этих письма переговариваются друг с другом, как заключенный, уголовный преступник, сам того не зная, дает урок свободному, благополучному и благонамеренному человеку… В нем было много зла. Очень много. Но из глубины страданий, испытанных им, он увидел Бога – и душа его исцелилась: он буквально научился жить – хотя учеба эта была горестной и страшной. Но он выдержал.

Что же касается моего благополучного друга, то от него не требовалось таких усилий. Душа его была свободна от зла (хотя про какую душу мы можем сказать, что она полностью свободна от зла?), и он мог бы, возрастая в добре, увидеть свет Небесного Царства в этой земной жизни, построить истинное счастье для себя и своих близких…

Но он этого не сделал. Нет, он не совершил никаких преступлений – но он, оберегая себя от «болезненных и спорных вопросов», от «внутренних конфликтов и противоречий», остановился в неподвижности. А в духовной жизни неподвижность означает неудержимое скатывание вниз. И печальные строки его письма служат тому ясным подтверждением.

Добыть Жар-птицу счастья, лежа на диване, невозможно. Так оно было во все времена, так оно есть и сегодня. Счастливая жизнь – это подвиг; христианская жизнь отличается тем, что подвиг этот осознанный и целенаправленный.

Тому, кто внимательно читает Евангелие, хорошо знакома тема разделения. Спаситель в Своих притчах возвращается к ней снова и снова, по различным поводам: наша земная жизнь предстает здесь как некий сепаратор, в котором выясняется, на что мы годимся, – причем «первые будут последними, и последние первыми». И два этих письма, из тюремной камеры и из уютной московской квартиры, говорят нам о том же самом.

ХХI век, бесспорно, имеет свои особенности. «В наши дни христианином вполсилы быть невозможно: либо полностью, либо никак», – заметил иеромоноах Серафим (Роуз) в одном из своих писем. Счастье и в самом деле на расстоянии вытянутой руки – но не каждый берет его, хоть может взять каждый. Сепаратор набирает обороты, и Жар-птица не идет в руки никому, кто не отдаст подвигу всего себя без остатка.

Вспомните слова, которые Спаситель бросил в лицо тогдашней религиозной «элите»: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».

Россия должна быть элитой без кавычек, и грозное это обличение повернуть на 180 градусов: взять ключи от Неба, войти самой и ввести всех, кто захочет последовать за нею. Омывшись от грехов и заблуждений прошлого, Россия способна просиять лучшими качествами своих сынов и дочерей – отвагой, самоотречением, готовностью идти в борьбе до конца – и стать «светом миру… да светит всем, яже в храмине суть».

«Не бойся ничего, что тебе придется претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».

По материалам новой книги иеромонаха Макария (Маркиша), «Ключи от Неба: руководство к действию» («Даниловский Благовестник», 2014)