Сергей Худиев в своей новой статье размышляет о том, почему христианин должен сохранять спокойствие и не ввязываться в ожесточенные споры

Третьим среди плодов Святого Духа у Апостола (Гал. 5:22) назван мир; и нам стоит поговорить об этом подробно, поскольку мы живем в мире, пронизанном враждой. У Отцов много говорится о том, что мир — плод смирения и послушания; и действительно, мир приходит, когда мы покоряемся нашему законному Владыке — Иисусу Христу. А это значит, что мы отвергаем притязания вражды на нашу жизнь.

Бывают грехи простые, без претензий — пьянство, обжорство, лень, раздражительность, примитивная похоть того типа, на котором наживаются поставщики порнографии. Они никогда не делают вида, что у человека есть нравственный долг им повиноваться. Обидные слабости. Бывали плакаты, высмеивающие пьяниц — но не бывает плакатов, гневно клеймящих трезвенников, которые подло уклоняются от священного долга винопития.

А вот вражда и ненависть — это грехи с претензиями. Они заявляют, что Вы обязаны им следовать, что в этом состоит Ваш нравственный долг, что предаваться им есть дело славное и великое, и уклоняясь от них, Вы делаетесь человеком, заслуживающим презрения и ненависти, нарушителем священного долга и подлым изменником.

И повиновение Христу означает, что мы отказываемся повиноваться притязаниям греха. Как говорит святой Апостол Павел, “Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности” (Рим.6:11-13)

Апостол продолжает: “Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?” (Рим.6:16)

Первое, что мы делаем с враждой — это отвергаем ее притязания. Мы можем испытывать приступы гнева и враждебности по отношению к дурным людям (или тем, которых мы считаем дурными) — но оцениваем их точно также, как приступы обжорства или тяги к спиртному. Как обидные слабости, которые не имеют на нас никаких прав.

У нас есть кому повиноваться, и это Господь наш Иисус Христос. Он заповедал нам любить врагов наших — причем не только личных врагов, но, как это явствует из контекста, именно врагов Божиих, которые поносят и гонят, в всячески неправедно злословят верующих именно за имя Христово.

Христос жил в мире, где ненависти было ничуть не меньше, чем сейчас — всякому порядочному иудею вменялось в обязанность ненавидеть проклятых римских поработителей, которые терзали народ Божий, а всякому порядочному римлянину — иудейских террористов, которые вместо того, чтобы быть благодарными за мир и порядок, который поддерживала Империя, всячески старались воткнуть ей нож в спину. Разные фракции внутри иудейского народа (как и внутри Рима) также ненавидели друг друга — по самым разнообразным, поводам, которые нам сейчас кажутся либо совершенно непонятными, либо просто идиотскими. И во всех этих случаях вражда объявляла себя священным долгом.

И во всех случаях Христос отвергает ее притязания - “Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф.5:43,44)

Владычество Христа позволяет нам сказать “нет” вражде — мы мертвы для нее, как пишет Апостол, у нее нет на нас никаких прав. То есть как это никаких? А священный долг ненавидеть врага твоего? А от него нас совершенно освобождает Христос. Враждующие на нас вознегодуют? Непременно, Христос с самого начала об этом предупреждает, в той же нагорной проповеди. Но мы не повинуемся вражде; мы свободны.

Повиновение Христу означает принятие Его целей — а Его цель состоит в спасении наших врагов, как и нас. У нас нет врагов среди людей; есть только пленники нашего врага, в спасательной операции по освобождению которых мы участвуем.

Но мир Христов имеет и другие стороны; о них мы поговорим в следующий раз.

ХУДИЕВ Сергей