28 июля 2014 года совпали два праздника - православные отмечают память равноапостольного Владимира и вспоминают о Крещении Руси, а мусульмане - Ураза-байрам. Интернет пестрит фотографиями с празднования Ураза-байрама - на них многотысячная толпа молящихся мусульман у мечети на Проспекте мира. Подобных фотографий с православного праздника - нет. Что это значит? О чем нам стоит задуматься? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко.

Наш мир называют постхристианским. Вторжение глобализма, ювенальная юстиция, безнравственность, – все это следствие утраты наследия христианских ценностей.

Что для нас самое страшное? Неверие, мне кажется, страшнее всего.

Именно поэтому можно говорить о том, что вера, особенно прочная традиционная вера, пусть и отличающаяся от православной, лучше, чем неверие.

Сегодняшний день особый для каждого православного человека – день памяти великого равноапостольного князя Владимира, поистине великого святого, и традиционно с этим днем соединяется дата Крещения Руси.

Конечно, это дата условная, но дело не в точной дате. Крещение Руси оказало самое благотворное влияние на развитие не только отечественной, но и всей мировой истории.

Совсем не обязательно, чтобы все совпадало фотографически, мы не можем назвать точный день «крещения Руси», тем более и дня такого не было, это был не одномоментный процесс. Но тут так же как икона не совпадает с образом, который она изображает, но поклонение образу восходит к первообразу: вот так и мы, поминая Крещение Руси, должны благоговейно и с благодарностью чтить этот день.

Если мы наблюдаем какой-то упадок, безразличие и пассивность, особенно на фоне яркого проявления мусульманской традиции празднования Ураза-байрама, пусть нам станет стыдно. И мы должны научиться укорять самих себя, а не окружающих и обстоятельства – ничто не препятствует нам пойти в храм, ничто не препятствует воздать славу Богу за величайший дар православной веры, которым мы обладаем.

В национальном характере русского народа есть замечательная черта – учиться лучшему у окружающих. По-гречески «покаяние» называется «метанойя» – изменение ума, изменение сознания. А учение – это тоже изменение сознания, это родственные понятия: если ты каешься, ты духовно растешь; если ты учишься, перенимаешь лучшее у других, ты тоже духовно растешь.

Если традиционно верующие мусульмане дружно справляют свой праздник, то действительно у них можно поучиться верности своей вере, верности своим отцам, их единству, благочестию. Только нам надо научиться православному благочестию, научиться верности нашим православным традициям. Вот об этом, мне кажется, говорит сегодняшний день.

Не каждый год выпадает такое совпадение двух праздников, потому что мусульмане живут по лунному календарю, а не по солнечному, как православные христиане. И сегодняшнее совпадение говорит нам о том, что надо более пристально, более требовательно посмотреть на самих себя и более трепетно чтить наши собственные национальные православные традиции.

протоиерей Александр Ильяшенко