Бытует мнение, что с церковной православной точки зрения семейный развод – это большой грех, он или недопустим, или возможен в совершенно исключительных случаях. Возьму на себя смелость утверждать, что это не совсем так. А чтобы понять, «как?», надо научиться различать христианский брак и обычную семью.
Простой брак
Под семьёй и браком я понимаю союз мужчины и женщины, засвидетельствованный перед родными и обществом, ради взаимной (в том числе юридической) ответственности и ради более полноценного будущего детей (в том числе в юридическом плане). В нашем обществе всё ещё понятна и часто принципиальна разница между сожительством и замужеством.
Но, и это очень важно, семейный союз создаётся взаимным договором. Семья – дело личное, дело двоих – мужа и жены. Очень бы хотелось, чтобы семьи создавались по любви, где супруги дают свободное ответственное согласие быть мужем и женой, быть вместе, заботиться и помогать друг другу и в горе, и в болезни, и когда нестерпимо трудно, до тех пор, пока смерть не разлучит их. Но такое идеальное пожелание сегодня не более чем культурный фон, еле различимый силуэт. На деле договоры бывают разные, и, по большому счёту, никто не может повлиять на них. Что люди вкладывают в стандартный вопрос и ответ «берёшь ли в жёны/мужья?» – никто, кроме них, не знает, а порой и сами супруги не в курсе.
По сути, обычный брак – это союз в этой жизни и для этой жизни. Это значит, что если брак превратился в нелюбовь, вражду, ненависть, взаимные обиды и надрыв и боль и скорбь, то никто не сможет привести никаких оснований для продолжения совместной жизни. Высшей цели и смысла нет. Взаимный и свободный договор может быть так же взаимно и свободно расторгнут.
Чьё-либо слово в отношении брака, в отношении развода может быть весомым, если оно проистекает из ответственного отношения и помощи семье. Иначе – это простая демагогия. Индустриальное общество, необходимость работать обоим супругам, распространение и повсеместность противозачаточных средств, реальное равноправие мужчин и женщин, преобладающее во многом советское мировоззрение с его малоценностью человека и семьи, переход религии в дело индивидуальное – всё это привело к тому, что и семья объективно стала делом сугубо личным. Нет в этом мире сил, кроме любви, поддерживающих, сохраняющих и исцеляющих семью. Семьи как бы повисли в воздухе. Жизнь семей давно уже стала только «их проблемой».
Христианский брак
Христианский брак – это «союз любви» христианина и христианки, признаваемый ими как союз с Богом и в Боге, ради вечной жизни. Решение о создании семьи не может быть формальным или несвободным. Именно тут лежит принципиальное и коренное отличие. Конечно же, христианский брак тоже создаётся и начинается взаимным договором, формально мало чем отличающимся от обычного: я люблю Тебя, будь моей женой – да, я согласна, я тоже люблю Тебя, будь моим мужем – да, я согласен. Для христианского брака не менее важно и общественное признание, и одобрение родных, и юридические аспекты, ибо супругам и их детям предстоит жить, как и всем в этом мире, и строить свою жизнь, и заботиться друг о друге и о детях и о своих родителях. Христианский брак – это, прежде всего, обычный брак, но не только.
Дело в понимании самого брака и его смысла, которые у христиан глубже и таинственнее обычных. Создание семьи – это рождение нового единства, новой тайны любви и отношений, способной с помощью Божьей не только пройти земной путь, но и быть всегда. Для христиан семейная жизнь начинается после Венчания – Таинства, где особым образом преподаётся Божье благословение, дары и помощь. Но эта помощь является во многом лишь залогом или кредитом, требующим христианской жизни. Можно сказать, что Божье благословение семьи – это засевание в неё особого семени, способного прорасти и принести добрые плоды. Семейный союз переходит в вечность, но не номинально, а вследствие жизни во Христе: ради любви и веры, ради жизни по заповедям Бога. Это большой труд. Брак воспринимается, прежде всего, как служение Богу и родным, во многом как самопожертвование.
Если союз любви христиан по их вере способен стать, да и является нередко жизнью с Богом и в Боге, если земной союз может обратиться союзом небесным, если даже смерть не разлучает супругов, но является всего лишь временной разлукой, то совершенно понятно, что развод для христиан невозможен. Он так же невозможен, как невозможно «родиться обратно», ведь каждая семья – это рождение новой самоценной тайны жизни, – я говорю об отношениях мужа и жены. Сам Господь говорит только об одной причине развода – измена, предательство, отказ от семьи. В этом случае развод – это грех, ибо это своего рода убийство.
Теория и практика
Прежде чем говорить, возможен ли развод на практике, следует различать стороннее в отношении к семье понимание и личное признание супругов – стал ли их брак не только «союзом любви», но и жизнью во Христе и со Христом. Мы знаем, что православные христиане привержены теоретизированному, а порой и демагогическому взгляду на жизнь. Они нередко, как Дон Кихоты, видят в жизни не более чем продолжение книжной реальности, усмотренной в церковной литературе, от чего для них вполне обыденно и вне связи с жизнью звучат слова: развод невозможен, разводов не бывает, если браки совершаются на небесах, то люди не могут их разорвать.
Давным-давно семья в своей глубине и тайне перестала быть делом общественного, да и церковного договора и даже делом народной культуры. Она стала историей сугубо личной, она «союз любви» мужчины и женщины. Нравится нам это или нет, но никаких внешних подпорок или обязательных коридоров не существует сегодня. Философия и богословие – это красиво и правильно. Но если двое, увидев в своей семье не более чем разрушающее сожительство, решили разойтись, то нет сегодня силы, способной их удержать в единстве. Слишком хрупкие стали семьи, слишком они висят в воздухе, поддерживаемые только и исключительно любовью, верой друг в друга и, если повезёт, верой в Бога.
И именно в этом-то вся суть вопроса о разводах. Если есть любовь и вера, то что бы ни обрушилось на семью, какие бы «сорняки» ни выросли внутри – всё это в конечном итоге будет не более чем испытанием, способным укрепить и веру, и доверие, и любовь. Ради Христа и друг друга супруги будут стоять на твёрдом фундаменте абсолютной уверенности в нерушимости их семейного союза. Но если ни веры, ни любви уже не осталось, если вместо семьи «коммунальная квартира» и под ногами болото, то развод – лишь констатация смерти брака. И часто бессмысленно искать виновных.
Да, для христианской семьи развод невозможен. Но признаёт ли это сама христианская семья? Что готовы супруги сделать, чтобы не произошло трагедии, какие у них есть силы, много ли осталось любви и веры? Об этом знают только сами супруги, и именно поэтому самое мудрое сегодня – не рассуждать о возможности или невозможности развода, а с доверием и поддержкой относиться к семейным людям, предоставив им самим принимать решения. Лишь бы эти решения были взаимны, лишь бы в них хоть чуточку, но были всё-таки вплетены те самые любовь и вера.
Юрий Белановский
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Стиль жизни
- →
- Религия
- →
- Можно ли православным разводиться
Религия
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат