Нынче модно считать, что Новый год люди русские стали праздновать чуть ли не благодаря петровскому указу. Однако и во времена допетровские, значительно более древние, россияне встречали на свой лад пришествие нового времени...

Ритуал празднования Нового года очень древний – не только допетровский, но и дохристианский. Связан он с культом предков. Заканчивался один жизненный цикл, начинался другой, и в этот краткий миг «открывались ворота» из одного мира в другой – «встречались» живые и мертвые.

Нынешний новогодний персонаж – Дед Мороз – не случаен. Это образ деда-предка, приходящего «проведать» родных и близких. Христианство, органично восприняв элементы язычества, внесло свои компоненты, и со временем сложилась трехчастная форма праздников: Рождество 7 января (25 декабря – ст.ст.) – Новый год 14 января (1 января ст.ст.) – Крещение 19 января (6 января – ст.ст.).

По старому стилю (Юлианский календарь): Три самые длинные зимние ночи «Карачун» (21-24 декабря) – кульминация тьмы, а потом рождение солнца, света – прибавление дня. 25 декабря – Рождество Христово.

Канун рождественского праздника – Сочельник (24 декабря) – последний день поста. Постились «до звезды», и трапеза соответствовала поминальной – ели кутью, поминая предков.

В Белоруссии, кстати, и сейчас этот день называется «деды» – время диалога с ушедшими. Сейчас в гламурных журналах, привыкших писать о постельной жизни «звезд» и «бомонда», развивается эротическая мифология Деда Мороза.

Оказывается, был злой языческий бог Трескун или Морозко, потом он стал добрым Дедом Морозом, женатым на Зиме. Потом у Деда Мороза и Весны родилась Снегурочка, ставшая ему впоследствии внучкой. Эта зимняя мыльная опера не имеет никакого отношения к правильному пониманию образа Деда Мороза.

Не было такого славянского бога Деда Мороза, ни с кем он не спал и никто у него не родился. По древним славянским повериям, скорее всего в виде Деда Мороза предстал твой дедушка или прадедушка, или даже твоя любимая бабушка из далекого детства, они принесли тебе праздник Новый год и подарки под Рождество.

Можно, конечно, допустить, что это родители положили подарки под елочку, но ведь им-то об этом напомнили их дедушка и бабушка из их детства. Эти дедушки и бабушки несут защиту, благополучие и покровительство своим потомкам, всем их начинаниям. Поэтому Новый год – самый семейный праздник. Поэтому на Новый год нужно вспомнить всех своих живущих и ушедших.

От Рождества до Крещения (25 декабря – 6 января) длились святочные дни – колядовали, гадали, шумно веселились. Колядование на Святки тоже связано с культом предков, ведь колядники-ряженые – это ритуальные люди. Они считались как бы посредниками между двумя мирами. «Шли мы издалека...» – странники, «дальние люди».

Колядование было удивительной возможностью изменить, как бы мы сейчас сказали, социальный статус. «Ряженые» одевались, чтобы их не узнали. Можно было выбрать «роль» и в ней пожить, поиграть. Пошалить. Освободиться от привычного, дать разгуляться эмоциям, показать широту и удаль.

Между греками и католиками в средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова демоны скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном или огненном виде, терзая, мучая, увлекая встречных и поперечных.

Переряженные или святочники умышленно представлялись личинами бородатыми, рогастыми. Колядники пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньями.

Главным даром для колядников изначально был каравай хлеба. Потом уж со временем дары стали разнообразнее – конфеты, сладости, игрушки.

На восьмой день Святок приходился Новый год. 1 января (14 января – по новому стилю) церковь отмечает день памяти святого Великого Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379), а потому в народе Новый год называли «Василь-день».

В дохристианское время на 8 день после солнцестояния древние люди приносили дары Матушке-Земле, чтобы она проснулась и дала богатый урожай. Поэтому и Василий Великий в народе считался покровителем плодородия, подателем урожая и приплода домашнего скота, особенно свиней. Еще у него есть народное прозвище «Василий-свинятник». На некоторых иконах Василия Великого изображали пасущим свиней. На Старый Новый год, как сейчас называется в народе этот праздник, на столе не лишней может оказаться свинина или печенье («козули») в виде свинюшек.

В ночь перед «вещим» Василь-днем, также как и в Сочельник, особенно верными считались предсказания гаданий. Гадали только девушки (замужним женщинам нельзя было этого делать), обычно – о женихе или урожае. Гадать могли разными способами: на воде, на кольце, на зеркалах, по башмачку и многими другими способами. Самые отчаянные девушки гадали в овинах, заброшенных избах или неосвещенных банях. Они обнажали некоторую часть тела и выставляли ее из двери бани, приговаривая: Шани меня Мани меня По голой попище Мягкой ручищей или: Мужик богатый, Ударь по ж...е рукой лохматой!

Если девушка чувствовала руку мохнатую, то предполагался богатый жених, если голая – бедный, если шершавая – то будет бить в замужестве, а если мягкая – любить. Правда, бывали случаи, что пробравшиеся тайком к двери бани парни играли роль «шершавого жениха», и такие гадания могли закончится даже психической травмой для гадающей девушки.

После христианизации Руси и до Петра подарки на Рождество – хороший урожай и довольство в доме – дети и взрослые просили не у Деда Мороза, а у Василия Великого. В православных странах Греции, Болгарии, Кипре до сих пор подарки под елочку приносит не Никола-Чудотворец (или Санта-Клаус), не лапландский Йоллопукки (в переводе с финского «Козья морда») и даже не Дед Мороз, а Святой Василий.

После перехода на григорианский календарь православная церковь продолжает в богослужении придерживаться старого стиля (разница – в 13 дней). И народный календарь аграрных работ, основанный на днях православных праздников, продолжает жить в народном сознании.

Поэтому праздник Старый Новый год остался для россиян самым «своим», интимным и душевным праздником. Пусть это не красный день календаря, но Вознесенский в стихотворении «Старый Новый год» писал: «С первого по тринадцатое Жены не ждите мужей...»

В советское время три праздника Святок преобразились так: Новый Год – Рождество (каникулы) – Старый Новый Год. В Старый Новый Год заканчивались все праздники, разряжалась елка, но все дети стремились к последним отзвукам праздника.

У Юнны Мориц есть такое стихотворение: «Он старый-старый, он совсем не Новый, На нем уже пылали эти свечи, На нем уже звучали эти песни... Но все же мне верните Новый Год!»

Поэтому, когда подходит Новый год, на всякий случай приготовьте монетку или конфетку: а вдруг к вам в дверь постучит Коляда?

Владимир Журавлев